Умение вести переговоры необходимо не только в бизнесе, но и в повседневной жизни. Среди киноперсонажей известных фильмов немало тех, кто может выступить в качестве учителя в этом нелегком деле. Предлагаем подборку фильмов, из которых можно извлечь уроки тем, кто желает стать искусным переговорщиком.
«Ты просишь без уважения»
Крестный отец The Godfather, 1972
Дон Корлеоне из культовой саги «Крестный отец» может научить тому, как можно вести жесткие переговоры с позиции силы спокойным и практически безэмоциональным тоном. Уже давно разобран на цитаты диалог из первого фильма трилогии. Мы лишь напомним ключевую фразу: «Ты пришел и говоришь: Дон Корлеоне, мне нужна справедливость. Но ты просишь без уважения, ты не предлагаешь дружбу, ты даже не назвал меня крестным отцом».
Все мы помним, что в конечном счете собеседник Корлеоне был сломлен и полностью принял условия Дона. Все потому, что мафиозный босс в разговоре грамотно разложил по полочкам не только свои собственные интересы, но в первую очередь — обозначил цели собеседника и свою роль в их достижении. Позже о методах Крестного отца также прозвучит другая емкая фраза: «Отец сделал ему предложение, от которого он не смог отказаться».
«Ты пришел ко мне, а не я пришел к тебе!»
Порочная страсть Arbitrage, 2012
Кто знает, чем закончилась бы схватка Корлеоне с другим киношным гуру агрессивного диалога. Роберт Миллер из «Порочной страсти» в исполнении Ричарда Гира не привык вести свои дела честно, несмотря на то, что они приносят ему немалый доход. Как только проходимец Миллер начинает чуять спад в бизнесе, он стремится немедленно продать его подороже. Для того, чтобы этот трюк срабатывал, Миллер овладел искусством словесной манипуляции практически в совершенстве.
Показательной является сцена встречи в ресторане. Миллер сходу говорит оппоненту шокирующие и вгоняющие того в ступор вещи. Он показывает себя самоуверенным, не позволяя собеседнику занять доминирующую позицию в разговоре. Роберт не стесняется много говорить о том, кому будет более выгодна сделка, указывать точные факты и даже суммы для подтверждения своих слов. И на определенном этапе тактика отлично работает.
«Покажи мне деньги»
Джерри Магуайер Jerry Maguire, 1996
Больше всего из оскароносной драмы «Джерри Магуайер» многим зрителям запомнился момент, когда герой Тома Круза что есть мочи кричит: «Покажи мне деньги!» Как говорит его клиент в исполнении Кьюбы Гудинга младшего, это девиз семьи и он, безусловно, нуждается в повторении. Из знаменитого момента можно извлечь несколько уроков. Во-первых, дерзкому и решительному заключению сделки. А также тому, что любое безрассудство порой стоит того, чтобы сохранить выгодного клиента.
«Я хорошо считаю. И когда я говорю, что хочу все это, — я не шучу»
Стрингер Nightcrawler, 2013
В фильме «Стрингер» можно наблюдать эволюцию главного героя в нескольких направлениях, включая искусство вести переговоры. Парень был откровенным неудачником, пока не приобрел камеру и не понял, что сможет зарабатывать, снимая новостийные сюжеты для телевидения. И если его первая показанная продажа краденого велосипеда оставляет желать лучшего, то дальше герой учится на своих же ошибках и мастерским построением диалога прокладывает себе путь к карьерным вершинам.
Один из самых ярких эпизодов с переговорами в фильме — тот, где герою удается получить 15 тысяч долларов за запись и получить место в титрах на канале. Собственно, он даже не стесняется говорить о своих целях оппоненту: «Я могла бы кого-то отправить, почему не отвечал? — Чтобы укрепить переговорную позицию». Инструменты парня — уверенная контраргументация, паузы для искусного нагнетания интриги, комплименты для смягчения собеседника и даже легкий шантаж.
«Лорн, вам нельзя брать деньги!»
Здесь курят Thank You for Smoking, 2005
В фильме «Здесь курят» главный герой в исполнении Аарона Экхарта представлен жестким и беспринципным «адвокатом дьявола». Его работа — продвигать в широкие массы заведомо вредный для населения продукт табачной промышленности. Ник щелкает как семечки публичные дебаты и успешно полемизирует даже с самыми талантливыми соперниками.
Однако в сцене, где он готовится вручить денежную компенсацию бывшему «ковбою Мальборо», который теперь смертельно болен и ненавидит всю дымящую индустрию, герою, похоже, пришлось изрядно поволноваться. Старик ни в какую не хотел брать деньги, поэтому Нику пришлось применить несколько полезных тактик для того, чтобы его уболтать. Во-первых, он ловко отгородил себя от своих боссов и корпорации и проявил нужную долю сочувствия и понимания, во-вторых, вывалил деньги из чемоданчика на пол посреди квартиры оппонента и запретил ему их брать! Таким образом он не только сыграл на меркантильных чувствах ковбоя, но и вызвал у него внутренний протест, вынудивший занять полярную начальной позицию в беседе.
«Эти люди мечтают не о богатстве»
Эрин Брокович Erin Brockovich, 2000
За роль Эрин Брокович известная актриса Джулия Робертс получила вполне заслуженный Оскар. Она весьма правдоподобно слилась с образом воинствующей домохозяйки, которая круто повернула собственную жизнь в борьбе за интересы жителей небольшого города. В процессе она, конечно же, обучилась искусству ведения грамотных и эффективных переговоров.
Еще в сцене первичных переговоров с представителями крупной корпорации, против которой подают иск отравленные граждане, Эрин показала, что ее главный козырь — полная осведомленность в проблеме. Там, где адвокат запинается и апеллирует к бумагам, Брокович уверенно жонглирует фактами и цифрами. Уже во вторых переговорах героиня покажет жесткий стиль и умение настоять на своем. Эрин предстает перед зрителем эмоциональной и вовлеченной в проблему, но при этом хладнокровно отстаивающей свою позицию. Она не собирается отступать или соглашаться на первое же предложение, мысленно она уже поставила цель.
Источник: funnyreps