Игрушки - это неотъемлемые атрибуты детства, они воспитывают, обучают, стимулируют формирование психики. Но все ли они так полезны?
1. Развивающие
Чаще всего они не способствуют, а также препятствуют раннему формированию личности ребенка. Дело в том, что настоящее развитие заключается для малыша в том, чтобы он сам что-то придумывал, узнавал и создавал, а наборы, где прописан готов формат обучения каком навыка, не всегда идут на пользу детскому творчеству и инициативности.
Кроме того, простые традиционные игрушки уже есть тренировкой для ума. Они учат координации движений, которая необходима для обучения языку, основам логики, геометрии и социальным навыкам.
2. Для мальчиков и для девочек
Исследователи разделили игрушки на 2 категории: мальчишеские (солдатики, оружие) и девичьи (куклы, похожие на взрослых, с макияжем и украшениями) и пришли к выводу, что все они не слишком благоприятные для развития. Гораздо лучше себя зарекомендовали те, что делают упор на творчество, движение и познавательные навыки.
Дети продемонстрировали воображение и артистизм в играх, которые ученые отнесли к умеренно мальчишеским или девичьим: с младенцем, готовка, уборка, строительство, транспортные средства.
3. Говорящие игрушки
Игрушки, которые позиционируются как такие, которые учат разговаривать с помощью проигрывания встроенных голосовых записей, не только не помогают развитию речи, но и мешают освоению этого навыка. Детям нужны люди, чтобы учиться. Одно из исследований показало, что младенцы реагируют на взрослых, которые им ничего не объясняют, но никак не воспринимают DVD-запись с тем же текстом. Поэтому классическое чтение сказок на ночь ничто не заменит.
Лучше любой говорящей помочь ребенку выучить язык и научиться коммуникации может обычная игрушка. 23 года назад одного из плюшевых кроликов с фото подарили девочке, а второго спрятали в чулан. Она проводила с ним так много времени, что он изменился до неузнаваемости. Повзрослев, девочка сохраняет друга детства до сих пор.
Плюшевые животные, куклы, с которыми ребенок общается или придумывает для них монологи, помогают ему научится пользоваться языком, выражать эмоции и мысли с помощью слов.
4. Большое количество игрушек
Дети, у которых слишком много игрушек, легче отвлекаются и не наслаждаются процессом. Исследователи наблюдали за поведением детей, которые играли с 4 предметами и с 16-ю. Оказалось, что дети проявляли больше креативности, когда у них было меньше разнообразия. Они возились с каждым объектом вдвое дольше, придумывая больше вариантов применения.
Авторы эксперимента пришли к выводу, что следует прятать большую часть игрушек и регулярно получать небольшое их количество, чтобы побудить детей стать более творческими и улучшить их концентрацию и внимание.
5. Игрушки с моторчиком
Грузовики, джипы, кабриолеты и велосипеды с мотором плохи тем, что они делают всю работу за ребенка. Малыш не крутит педали и не использует собственную координацию, а его тело почти не двигается. От этого могут быть проблемы с балансом, вестибулярным аппаратом и проприоцепцией.
Когда эти области неразвиты, это может стать одной из причин эмоциональных проблем, беспокойства и плохого поведения. Лучше уделить внимание самокатам, велосипедам, качелям, мячам и скейтборду.
6. Детские планшеты
Исследования показали, что у миллениалов слабее захват руки, чем у старших поколений. Дети имеют неразвитую мелкую моторику и больше проблем с освоением ручки и карандаша, потому что они только "кролят" и "тапают", вместо того, чтобы активно использовать свои пальцы, руки, запястья и локти.
Практика рукописного написания может усилить эмоциональный контроль, нейронные связи в правом и левом полушариях для организации и решения проблем, а также улучшить чтение и письмо.
7. С дистанционным управлением
Вертолеты и машинки с дистанционным управлением редко привлекают ребенка в движение и не предоставляют возможности для сенсорных ощущений или творчества. Можно нажать на кнопку, и все работает самостоятельно. При всей своей яркости, они ограничены в своей функциональности. Чем меньше действий осуществляет ребенок с предметом, тем менее он способен развить мышление, речь, мелкую моторику.
8. Ходунки
Такие приспособления могут быть опасными и фактически задержать развитие локомоции. Большинство детей проходит определенные этапы при обучении ходьбе. Они:
- катаются по полу
- сидят
- ползают
- подтягиваются, чтобы встать
- ходят с опорой на мебель или стены
Это означает, что дети должны проводить много времени на полу, изучая свое тело и выполняя эти действия. Чем больше времени дети проводят в ходунках, тем больше задержек они чувствуют, ведь ходунки отрывают ребенка от пола, не дают выполнять важные движения для перехода с этапа на этап.
9. Интерактивные игры
Куклы и животные с кнопками, рычагами, лампочками и алгоритмами мешают развиваться. Чем больше они умеют, тем меньше нужно делать игроку. Если ребенок может сидеть и смотреть, как его кукла показывает спектакль, то она скорее интересная, чем учебная. Психолог Л. Выготский отмечал, что если нет осложнений в процессе игры, то там нет мышления.
Кроме того, эти навороченные функции могут сбить с толку, если малышка только начинает понимать причинно-следственные связи. Когда случайным образом начинает играть музыка или какая-то кнопка заставляет мигать огни, то ребенок не узнает, какое из его действий (причина) вызвала появление света и музыки (эффект). Самые лучшие игрушки - те, которые требуют наибольшего количества действий со стороны малыша.
10. Игрушки неестественных цветов и форм
Ребенок находится в процессе освоения свойств предметов и явлений мира. На него большое влияние в формировании образов имеют его любимые куклы, плюшевые животные, солдатики. Проблема многих современных игрушек в том, что свойства предметов и явлений представлены в искаженном виде, что мешает формированию реалистической картины мира.
Сюда можно отнести игрушки кислотных цветов, неправильных пропорций, такие, как звери в виде шариков, машинки с глазами, сердечки с руками и подобные. Вместо них подойдут изделия, похожие на любимых животных, человекообразные куклы. Такие могут стать спутником на многие годы.
Источник: Вона