Соответствующая инициатива изложена в законопроекте № 2132, который зарегистрировали в Верховной Раде депутат от партии большинства Игорь Фрис и два его коллеги из депутатской группы «За будущее» - Ирина Констанкевич и Тарас Батенко.
Если в Раде найдется 226 сторонников амбициозной идеи, налог будет ликвидирован на следующий же день, после публикации закона в официальной прессе.
Документ предлагает отменить акцизы как таковые для:
- Легковых автомобилей и кузовов к ним.
- Мотоциклов и мотовелосипедов.
- Пассажирского транспорта, предназначенный для перевозки 10 и более пассажиров.
- Прицепов и полуприцепов.
- Грузового транспорта.
Хотят вернуть ТО
За счет отмены акциза авторы проекта закона рассчитывают увеличить потребительский спроса на транспорт и стимулировать более активное обновление частного и не только автопарка украинцев. Все для того, чтобы устаревшие технологически «грязные» авто постепенно вытеснялись новыми и экологичными.
А чтобы ограничить ввоз в Украину вредных для экологии машин, законодатели отмечают необходимость ввести обязательное ТО для импортируемых в страну б/у машины.
«Для установки барьеров для ввоза технически неисправных автомобилей, не соответствующих техническим требованиям и стандартам, или вредные выбросы которых превышают допустимые нормы исправного транспортного средства данного вида, нужно обязательно ввести технический осмотр при ввозе бывших в употреблении транспортных средств на территорию Украины с целью свободного обращения», — говорится в пояснительной записке к документу.
Идею проверки ввозимых авто на таможне эксперты поддерживают, хоть и с некоторыми оговорками.
«С одной стороны, ТО проводить обязательно нужно. И без него просто не регистрировать авто. Но с другой стороны, нужно максимально убрать коррупционные факторы», — отметил глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и автодилеров Олег Назаренко.
Компенсировать неизбежные бюджетные потери от отмены налога планируют за счет увеличения импорта подержанных авто в Украину и, как следствие, роста потребления горючего. С каждого литра которого автомобилисты также платят налоги.
«Если после принятия данного законопроекта увеличится число приобретенного транспорта младше 5 лет, то скорее всего неполучение акциза перекроют. В случае с более старыми автомобилями однозначно ответить сложно, так как акцизный сбор составлял немалую долю конечной стоимости растаможенного автомобиля», — отметил управляющий партнер АО «Чудовский и партнеры» Игорь Чудовский.
Какие налоги остаются
Но не стоит думать, что после отмены акциза, больше не нужно будет платить вообще никакие налоги. При растаможке по-прежнему будут обязательны к уплате:
- Ввозная пошлина – 10% от суммы таможенной стоимости авто.
- Для дизельных автобусов с объемом мотора свыше 5 л, предназначенных для перевозки более 10 пассажиров пошлина составляет 20%.
- Для новых авто из ЕС, производства 2019 года пошлина составляет от 4 до 6,4% в зависимости от объема и типа двигателя.
- К ввозной пошлине следует также прибавить НДС в 20% от таможенной стоимости авто.
- Таможенное оформление.
- Военный сбор 1,5%.
- Электромобили освобождены от уплаты НДС, пошлины и акциза до 2022 года.
«Сейчас есть очень большая коррупционная составляющая при расчете таможенной стоимости автомобиля с которой высчитывают НДС и ввозную пошлину. А они никуда не деваются. Одну и ту же машину таможенник может оценить, как в $1 тыс., так и в $10 тыс. И согласно методике Кабмина, и то, и другое будет верно, а оспорить оценку очень сложно», — говорит Назаренко.
Сколько можно сэкономить
Величина акциза зависит от вида транспорта, объема и типа двигателя (дизель или бензин), а также возраста авто.
Сегодня он рассчитывается так: базовая ставка акциза €50 для бензинового авто и €100 для дизельных машин. Ее умножаем на объем двигателя в литрах и коэффициент возраста (макс. - 15).
Также напомним, что после недавних законодательных послаблений, можно ввозить в Украину б/у авто с экологическим классом не ниже евро-2 (такой авто можно ввезти для личного пользования и не более одного за год). Новые автомобили должны быть не ниже класса евро-5.
Для нового и б/у грузового транспорта эко-норма должна быть не ниже евро-5.
Как подешевеют авто
По словам экспертов, в случае отмены акциза, таможенное оформление купленных за рубежом автомобилей может подешеветь от 4% до 40%. Итоговая «скидка» зависит от тех же факторов: стоимости, возраста, типа и объема двигателя.
«Например, если ввозить авто из ЕС стоимостью €6 тыс. возрастом 15 лет или более, с бензиновым двигателем объемом 3,5 литра, то сумма акциза составит около €5,3 тыс., Это 38% от общей цены растаможенного авто. Но если ввозить автомобиль возрастом 3 года, стоимостью €20 тыс. на дизельном топливе с двигателем объемом 1,5 литра, то акциз обойдется примерно в €350. А это всего 1,3% от общей цены машины», — подсчитал Игорь Чудовский.
Следовательно, говорят эксперты, принятие данной инициативы может вызвать новую волну популярности иномарок из Европы старше 5-7 лет, так как акцизный сбор значительно увеличивал стоимость именно таких машин.
«То есть, вполне возможно, что на дорогах Украины появится еще больше евроблях, которые далеко не всегда соответствуют установленным нормам по выбросам выхлопных газов и тяжелых металлов в атмосферу», — добавил Чудовский.
Также отмена акциза сыграет на руку и покупателям дорогих новых автомобилей с мощными моторами. «Поскольку акциз сейчас привязан, в том числе, к объему двигателя, то многокубатурные авто от 3,5 л существенно подешевеют», — резюмировал Назаренко.
Источник: ubr.