"Кавказская пленница": малоизвестные факты об известном фильме

Опубликовано Анастасия Кацай - чт, 14/11/2019 - 12:04
"Кавказская пленница"

Фильм вышел на экраны в шестидесятых годах прошлого столетия. Ажиотаж был бешеным, в первый год проката его посмотрел каждый третий житель Советского Союза.

Об этом пишут Вести.

Тем не менее, режиссёр фильма "Кавказская пленница" Леонид Иович Гайдай, в творческих кругах того времени прослыл эдаким чудаком-неудачником и всё что он творил, считалось как дурной вкус. (Вы можете себе такое представить?)

Потому что на фоне серьёзных фильмов о войне и нелёгкой жизни послевоенных лет, комедии Гайдая ни к чему не призывали и считались чуть ли не вульгарщиной. (Напоминаю: так писали кинокритики тех лет).

Тем не менее, так и было, стоит только заглянуть в рекомендации худсовета Мосфильма, которые он дал после просмотра этого фильма:

"... Нине следовало бы придать кавказский акцент, чтобы зритель понял, что похищают местную девушку..."

"... Картину суда из картины следовало бы вообще вырезать, так как она не несёт в себе никакой художественной и смысловой нагрузки..."

Это как раз те сцены, где: "Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!" Или: "Садитесь", "Нет спасибо, я постою".

Как такое можно было вырезать?!

То, что фильм снят в Крыму, это знают все. Почему? Да потому что там была мощная Ялтинская киностудия, которая могла обеспечить всем необходимым оборудованием и транспортом.

Многое снималось и доснималось и в других павильонах, например сцена свадьбы. ЗАГСом послужило московское здание, а не алуштинское.

Сам же алуштинский ЗАГС, вернее его крыльцо со ступеньками, выступило в фильме в качестве "Райодела милиции", где как раз и поймал товарищ Саахов Шурика, который бежал сюда в милицию, писать заявление о похищении невесты.

"Кавказская пленница", кадр из фильма

А вот сцену с рекой снимали в окрестностях Сочи на реке Мзымта. Там три дня снимали эпизод, где главная героиня вылавливает Шурика из бурлящего потока.

Между прочим, Шурик в спальнике едва не утонул, потому как его вовремя не смогли подхватить и вытащить на берег. И его понесло дальше по течению. Испуганные глаза были вовсе не поддельны. Эту сцену и оставили в фильме. 

Когда Наталья Варлей попала в съёмочную группу, все мужчины сразу напряглись. Ещё бы - студентка, спортсменка, комсомолка и просто красавица.

К тому же, Наташу сдёрнули прямо из цирка, и она на съёмки привезла почти 300 килограммов циркового снаряжения, чтобы тренироваться и не терять формы.

Правда, когда картина вышла в прокат, стало ясно, что на цирке можно было поставить крест.

Для съёмок понадобилась стрижка типа "карэ", которая потом станет очень популярной в Советском Союзе. (Именно из-за Варлей). Самой же Наташе пришлось состричь очень красивые волосы.

Кавказская пленница

Еще больше не повезло Александру Демьяненко, сыгравшую главную роль в фильме. Он по жизни был жгучим брюнетом и его волосы перекрасили, чтобы он стал типичным рыжим студентом с исторического факультета. И, чтобы добиться в кадре яркого блондина, его нещадно перекрасили. До волдырей и ожогов на коже. Спасло то, что он по жизни имел густую шевелюру, а так мог бы облысеть.

Вопрос: Зачем надо было перекрашивать Шурика?

Ответ: Гайдай считал, что в кадре главные актеры не должны были быть "одной масти". Если Девушка чёрненькая, то парень обязательно должен быть светленьким. Так было и в "Спортлото 82" Только там Гайдай перекрасил в блондинку главную героиню.

Своего героя "Шурика", Гайдай "нашёл" еще в своей предыдущей картине: "Операция "Ы"" Тогда на эту роль было сорок претендентов, пробовался даже Евгений Петросян.

Но Гайдай искал парня, по сути, похожего на него самого. Такого же, нескладного и интеллигентного парня, который то и дело куда-то вляпывается. И выбор пал на Александра Демьяненко Оказалось, что Александр и в жизни был таким же - Леонид Иович нашел в нём "родственную" душу.

Самого же Демьяненко по жизни окружавшие его женщины всегда воспринимали как младшего брата, но ни как не мачо, способного вскружить голову и увезти на край земли.

Юрий Никулин, вообще не хотел сниматься. Прочитал сценарий и сказал: "Слабый фильм - не будут его смотреть".

А почему он поначалу отказывался? Да потому, что незадолго до этого, он снялся в трагической роли монаха Патрикея у самого Тарковского в фильме "Андрей Рублёв" и больше не хотел выглядеть клоуном на экране.

Вторая причина - это то, что Никулину по сути светит роль второго плана. Но актёр с горем пополам согласился, и то после того как Гайдай пообещал внести в сценарий некоторые трюки, "заточенные" специально под Никулина.

Например: "Бамбарбия, кергуду". Набор букв, который ничего не значит, зато эта цитата сразу "ушла" в народ, став крылатой, как фразочка от самого Юрия Владимировича.

Для жителей Алушты съёмки такой комедии стали настоящим событием, люди целыми днями торчали вокруг и легко могли попасть в массовку.

Так например, в сцене, когда на дачу товарища Саахова Моргунов заносит холодильник, а Вицин корректирует его движения - снимался не сам Моргунов.

На роль "грузчика" взяли алуштинца, жившего неподалёку, Александра Григорьевича Иванченко, внешне похожего на киногероя, переодели его в ту же одежду и получился вылитый Моргунов.

И вообще, почти тысяча алуштинцев так или иначе попали в кадр. Всем хотелось мелькнуть в кино и если не полностью, то хотя бы спиной или где-то на заднем плане. Вот например, как эта молодая парочка, спускающаяся по "лестнице Варлей", в выше приведенном фрагменте про холодильник.

А помните эпизод, когда Вицин быстро-быстро считает деньги? Так вот, это были не его руки, а руки местного работника банка, который быстро и главное, красиво листал купюры. За выполненную работу ему заплатили аж три рубля (Советских).

На радостях, что он хоть как-то попал в кадр, этот работник купил на эти три рубля бутылку водки и "отметил" это событие. Когда он вернулся домой выпивший, на него набросилась его жена. Но когда узнала, что за повод, то тут же простила. Ведь это было (съемки фильма) на тот момент в Алуште просто грандиозное событие.

Еще до выхода картина на большой экран, некоторые коллеги по цеху сильно ругали Гайдаевскую "троицу" - Труса, Балбеса и Бывалого. Даже Рязанов отметил, что "режиссёр зациклился на этих трех аферистах".

А между прочим, эти трое стали самыми любимыми "аферистами". И до сих пор обожаемы. А почему? Да потому что они добрые. В них не чувствуется злости или агрессии. Да, что-то там стырить, они могут, но это на экране вызывает лишь улыбку, но никак не осуждение.

А почему? Да потому что тогда так жила вся страна - если можно было где-то что-то как-то и ничего за это тебе не будет - конечно же "химичили". Поэтому зритель и воспринял их по-доброму, увидев в ком-то из них частичку самого себя.

Следующий момент.

Ссора между актёрами. Это на экране кажется, что Трус, Балбес и Бывалый - друзья не разлей вода. А за кадром они вообще не дружили.

Например, с Георгием Вицином дружить было вообще невозможно. Он был весь закрытый и совершенно неконтактный человек.

Моргунов всегда всё брал нахрапом и тоже с ним дружить было сложно.

Зато режиссёр разрешал всем актёрам импровизировать на съёмочной площадке и даже учредил приз: бутылка шампанского за удачный трюк или шутку.

Больше всего бутылок заработал Никулин - 24, а меньше всего - Вицин, всего одну, но зато его смешные моменты до сих пор копируют все, кто любит этот фильм. Например, вот этот:

Кавказская пленница

Кстати, а почему Вицин придумал несколько удачных импровизаций, а ему досталась всего лишь одна бутылка? Да потому, что он был отъявленным трезвенником и всегда, всю жизнь, категорически отказывался от спиртного.

Поэтому Гайдаю стоило героических усилий уговорить Георгия Михайловича отхлебнуть из кружки немного пива в сцене "Жить, как говорится - хорошо! - А хорошо жить - ещё лучше".

Эту, и ещё десятки других крылатых фраз тут же разлетелись на цитаты:

"Шляпу сними". "А я пью? Что тут пить". "Птичку жалко". "Минуточку, я записываю". "Моментально... в море".

Вернемся к троице наших любимых аферистов. Больше всего нервов потратил Гайдай с Моргуновым. Евгений Александрович мог позволить себе выпить лишнего, нахамить режиссёру и другим участникам съемок. А взял его Гайдай в троицу еще на съёмки фильма "Пёс Барбос и необычный кросс" случайно - просто тогда отказался сниматься другой актер и времени на кастинг просто не было.

К концу крымской экспедиции Гайдай и Моргунов вдрызг разругались, и Моргунов уехал в Москву. Пришлось манипулировать дублёрами. Да и вообще, Евгений Александрович слабо сыграл свою роль, он мог бы и больше, но его сразила как сейчас бы сказали "звёздная болезнь". Зачем напрягаться, когда тебя уже любят.

Теперь о тостах. На экране, актёры мастерски сыграли выпивающих людей. Но на самом деле, всё происходило на трезвую голову - в стаканах был обыкновенный сок. Но зато после съёмок, Леонид Иович позволял актёрам расслабиться. Но только строго после работы.

Сам же Гайдай на съёмочной площадке был сама серьёзность. Он не разрешал актёрам смеяться, или открыто проявлять восторг, типа, как хорошо получился дубль. Леонид Иович был похож скорее на строгого учителя, нежели на режиссёра.

Малоизвестный факт:

Помните момент, когда Шурик и Наташа сидели на берегу и отчаянно дрожали?

Они трясутся от холода, по-настоящему.

Как вы уже знаете, съёмки проводились на горной реке в Сочинском районе. Гайдаю нужно было показать замерзающих в насквозь промокшей одежде Шурика и Нину. Но солнце палило нещадно и одежда на киногероях быстро высыхала.

Тогда режиссер не придумал ничего другого, кроме как поливать их водой из этой самой реки, а вода в ней была не выше семи градусов. Вот и дрожали ребята не понарошку, а в самом деле.

А потом, после съёмок, Гайдай велел гримерам дать Наталье немного спирта. Она выпила пару глотков, закусила огромным яблоком.

Потом еще пятьдесят грамм. И ещё...

В итоге, как добралась до своего домика на турбазе, она не помнит. А посреди ночи проснулась от того, что её кто-то сильно тряс за плечо. Это был Никулин, который будил Наталью и приговаривал: "Проснись, Наташа, это моя кровать"... Оказалось, что Варлей по ошибке зашла в его домик.

Ну, и напоследок, совсем уж малоизвестный факт. У "Кавказской пленницы" могло быть продолжение! К концу шестидесятых был готов сценарий, в котором товарищ Саахов попадает в тюрьму и там возглавит кружок самодеятельности. А так как Саахов по фильму персонаж пронырливый, то он концу фильма должен был стать директором клуба.

Но в итоге актеры отказались и, наверное, правильно сделали, лучше немного недоиграть, чем переиграть, как это зачастую бывает с современными фильмами-продолжениями.