Кража ценностей в музее - один из любимых сюжетов в голливудских фильмах.
Стоимость каждого из экспонатов, например, Музея исторических драгоценностей Украины - от миллиона долларов и выше.
Заведующий научно-исследовательским экспозиционным отделом ювелирного искусства восточных славян и Киевской Руси Музея исторических драгоценностей Владимир Хардаев рассказал, что в филиале краж никогда не было - сигнализация, охрана. Но в основном подразделении - Национальном музее истории Украины (НМИУ) - происходили. Выявили случайно - один из научных сотрудников подал запрос на "спуск" в фонд (обширное хранилище, имеющееся в каждом музее). Хотел поработать с монетами Киевской Руси. Одна из них оказалась фальшивкой. Очень качественно подделанной. Фальшивомонетчик хорошо поработал. Кроме хранителей фонда никто не имеет допуска до хранилища, даже сам директор музея. Вывод очевиден. Плюс учитывая качество подделанной монеты - работали в группе. Только когда произошла сама кража - никто не знает. Может, два года назад, а может - и двадцать. Не установить. Завели уголовное дело, конечно. Но с тех пор несколько лет прошло - результат нулевой, сообщает lenta.
Владимир Хардаев уверен: если тщательно исследовать экспонаты фонда (а их тысячи!), найдется много неприятных "сюрпризов". Конечно, ценность наших экспонатов покрыта тайной. Никто не будет тратить деньги на такие экспертизы. Да и сам путь украденной монеты отследить невозможно - на официальных аукционах типа Сотбис ее не выставишь, "засветится". Остаются черные аукционы - дальше нить теряется.
Стащили очки Леонида Кравчука
В 70-х годах в том же НМИУ произошло "громкое дело". Тогда политика КПСС предусматривала "добровольную" сдачу золота и ценностей государству. Владельцы произведений искусства и коллекций были вынуждены сдавать сокровища державе. И вот неизвестный гражданин, переодевшись милиционером, с поддельным удостоверением, разыграв роль перед хранителями фонда, проник в зал ценностей под предлогом осмотра коллекции. После чего запас оскудел на огромную сумму. Вор знал, что красть, и отлично разбирался "в деле". Ловкача так и не нашли.
Но самый трогательный случай произошел в 80-х годах. Тогда одна из экспозиций не досчиталась дерхама (древней монеты), существовала проблема с сигнализацией.
Вообще в 80-х периодически что-то стаскивали "по мелочи". Крали значки, включая комсомольские (непонятно, кому они понадобились), вышедшие из оборота деньги и монеты...
Вынесли Айвазовского
Одна из недавних громких краж произошла в Одесском художественном музее. Тогда через окно вынесли полотно Айвазовского.
Это была небольшая картина, пейзаж. Экспонат находился прямо у открытого окна - наш просчет, - рассказывает директор Одесского художественного музея Александр Ройтбург. - Через несколько месяцев полиция нашла вора и вернула картину.
В Одесском музее современного искусства краж не помнят - ему только 11 лет. По словам директора Семена Кантора, из эксцессов лишь случай, когда известный художник на презентации своих картин стал их демонстративно закрашивать и писать бранные слова. Ну, и один из экспонатов - скульптуру - приняли за живого человека (настолько был похож) и вызвали администрацию, что "человек умер, лежит холодный".
В Одесском музее шоколада вынести экспонат в окно нельзя - залы музея в подвальном помещении. Но здесь экспонаты... съедают! Огромный дракон из чистого (внутри тоже!) шоколада, весом 138 кг, периодически "подгрызается" посетителями. Следы зубов чаще на хвосте - до головы не дотянуться, а живот круглый, кусать неудобно. Сотрудники музея регулярно реставрируют места укусов, "заливая" их новым шоколадом. Но они все равно отличаются по цвету - это заметно посетителям и расстраивает сотрудников.
"Тырят" по разным причинам - от финансовых махинаций до клептомании. Желание "урвать и удрать" - интернациональное. Сценарии голливудских детективов - близки к реальности и подтверждают, что против вора таки нет затвора.
Как не красть "простому человеку", если крадут... даже министры! Семь лет назад обнаружилась... кража картин из Кабинета министров.
В 2001 году 18 картин Николая Глущенко были переданы Национальным художественным музеем Украины на "временное хранение" - экспонирование в правительственных помещениях. Но спустя 4 года эксперт музея, проводивший осмотр, обнаружил исчезновение двух работ - они были заменены качественными подделками. Скандал окончательно разгорелся в 2012 году - до этого власти скрывали кражу, не допуская музейщиков к работе.
Одной из иностранных делегаций нужно было сделать "хороший подарок", а денег не было. Я в этом уверен, - говорит бывший директор Национального художественного музея Украины Анатолий Мельник. - Пропавшие работы висели в кабинете руководителя Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информации.
Общая страховая оценка двух картин, которые были подделаны ("Днепровские дали" и "Село возле речки"), - более миллиона гривен. Проблемы со сверкой экземпляров начались еще 2004-м - уже тогда власть не допускала музейщиков для сверки, которая должна проходить по плану каждый год.