В 2015 году уроженец Луганска Юрий Голик стал советником нового руководителя Днепропетровской области Валентина Резниченко. Именно на первую каденцию Резниченко выпало беспрецедентное по масштабам обновление инфраструктуры региона – как раз за это направление в команде ОГА и отвечал Голик. Многие из созданных за те 4 года объектов социальной инфраструктуры до сих пор считаются образцовыми.
Сейчас Голик является консультантом стартовавшей в 2020 году программы Президента Владимира Зеленского «Велике будівництво», которая позволила перенести инфраструктурный опыт Днепропетровщины на всеукраинский уровень. За почти два года программа Президента создала тысячи километров дорог, сотни садиков, школ, стадионов и больниц по всей стране. Голик уверен: главные успехи «Великого будівництва» ещё впереди. Мы отобрали самые яркие цитаты Голика из его интервью «34 каналу» (Днепр).
«Велике будівництво» создает дороги там, где их никогда не было. Когда в конце 2019 года в Укравтодор приходила новая команда, было несколько областей, имеющих худшие дороги в стране. Это Черкасская область, которая находится в центре Украины. Она была непроезжаемая. Это Кировоградская область, в которой дороги в принципе не делались, и это Днепропетровская область, в которой наша команда обладминистрации делала местные дороги, но Укравтодор тогда, к сожалению, не спешил делать свои государственные трассы. Кроме того, была еще моя родная Луганская область, в которой с 2012 года было сделано не более 15 км дорог.
После прихода новой команды в Укравтодор государственный подход поменялся. Дороги начали делать равномерно по всей стране. Например, по итогам прошлого года двумя областями, в которых было сделано больше всего дорог, оказались Закарпатская и Луганская. Это не политический выбор - просто так получилось. Благодаря тем темпам, которыми в Луганской области строятся дороги, год-два — и все трассы там будут сделаны.
Государство долгие годы говорило про возвращение оккупированных территорий, но не делало ничего, чтобы эти регионы реинтегрировать. Луганская область - регион депрессивный, потому что он разделен на две части, а вся промышленность осталась на временно оккупированной территории. Плюс там всегда присутствует возможность старта полномасштабной войны.
Объясню ситуацию там на примере, близком лично мне. Близкий мне человек живет на временно оккупированной территории. Он периодически ездит сюда. Что было до того, как мы взялись за дороги в Луганской области? Он пересекал КПП в Станице Луганской, попадал на абсолютно убитую дорогу, и по ямам ехал по украинской территории, про которую ему рассказывали, что тут жить лучше. А теперь он выходит в Станице Луганской, едет по абсолютно новой дороге до Северодонецка. От Северодонецка - абсолютно новая четырехполосная дорога до Харькова. От Полтавы до Киева активно строится хайвей. Он понимает, какой беспорядок с инфраструктурой там, и какой кайф ехать по дорогам здесь. И это та разница, которая понятна близкому мне человеку.
В Луганской области сейчас строится огромное количество инфраструктуры - возьмите показатели программы «Велике будівництво» и посмотрите, какие области больше всего и лучше всего строят. Таких областей четыре: Луганская, Днепропетровская, Донецкая и Полтавская.
Уже в следующем году каждый сможет проехаться по новой трассе Н-31. Остался последний участок трассы в Днепропетровской области - 29 км. Три отрезка дороги строятся одновременно. Самая сложная часть - мост над рекой Орель. Там возводят 600-метровую монолитную эстакаду - для сравнения, длина Северного моста в Киеве составляет 820 метров. Мы рассчитываем, что к концу лета или началу осени следующего года трасса от Днепра до Решетиловки будет полностью готова.
К концу этого года будет завершена Дорога Єдності М-30 от Стрыя во Львовской области до границы с временно оккупированными территориями. Проезд этой дорогой мы обеспечили еще ко Дню Независимости, но там еще нужно завершить капитальные сооружения и мосты, которых около 70 по всей протяженности дороги.
Мы рассчитываем, что до 2024 года все мосты в стране будут приведены в порядок. 20 последних лет государство вообще не ремонтировало искусственные сооружения. В Днепропетровской области больше 100 аварийных и предаварийных объектов. В 2020 году на трассе Н-23 в Никопольском районе уже разрушился один мост, и они будут разрушаться дальше, если их не ремонтировать.
Поэтому теперь каждый год по всей стране ремонтируются 200-250 мостов. Это помимо того, что мы строим новые: возводится мост в Кременчуге, Запорожские мосты, в Днепре началось строительство съездов с Кайдакского моста, к которым долго никто не мог подобраться. В каждой области ежегодно ремонтируем 20-30 мостов.
К концу этого года будут готовы 6,7-6,8 тысяч километров новых дорог. Первый секрет таких показателей - в государственном менеджменте. Государство начало уделять внимание инфраструктуре, это приоритет Кабмина и всех органов власти. На это выделяются достаточные деньги, чего не было раньше. Второй секрет успеха - менеджмент Укравтодора и Мининфраструктуры, который позволяет строить в таких объемах. Показатели этого года - не предел, мы надеемся, что в следующем году только Укравтодор построит порядка 10 000 км государственных дорог.
Дороги на ремонт выбирает обладминистрация. Есть сложная математическая формула, которая оценивает состояние всех дорог в области. Какие дороги должны быть отремонтированы в первую очередь? Это дороги к больницам, школам, стадионам. Это дороги, наиболее загруженные транспортом. В каждой обладминистрации все дороги ранжированы от больших к меньшим по степени важности. Фактор «убитости» тоже играет роль.
Критики «Великого будівництва» утверждают, что это не программа Президента Зеленского, это программа налогоплательщиков. Это справедливо, потому что действительно все, что сейчас делается, делается за налоги. Но все забывают, что еще есть две составляющие, без которых новая инфраструктура невозможна. Первое - это качественный государственный менеджмент. Когда кто-то пишет в соцсетях, что это все «строится за мои налоги», я всегда спрашиваю: «Окей, а почему до этого за твои налоги ничего не строилось?». Раньше попросту не было качественного менеджмента. Вторая составляющая - это люди, чьими руками и мозгами это все создается. Потому что качество инфраструктуры и скорость ее создания зависят от тех людей, которые это физически делают.
«Велике будівництво» - это не только дорога, по которой вы можете доехать в свой родной город, это 200-300 тысяч человек по всей стране, которые создают эту инфраструктуру своими руками. Многие из них вернулась с заработков из Польши, Чехии, Венгрии, Словакии. 20-30% всех специалистов, которые заняты «Великим будівництвом», вернулись с заработков из других стран.
«Велике будівництво» критикуют, но очень часто критика оказывается манипулятивной. В соцсетях попадаются люди, которые недовольны тем, что дорогу перекрывают из-за ремонта. Мы еще не придумали, как ремонтировать дорогу, ее не перекрывая. В Европе это делается совершенно по-другому: там дорога для ремонта перекрывается полностью. Мы же выбираем более человекоориентированный подход. Стараемся закрывать полосами, организовываем реверсное движение.
С середины лета мы стали замечать, что всё больше становится сообщений, в которых люди пишут «спасибо» за тот или иной объект и дорогу. Это означает, что количество построенных инфраструктурных объектов превысило ту минимальную критическую точку, после которой это стало заметно всем. Полтора года не все понимали, что мы делаем, думали, что государство в очередной раз всех обманет. Сейчас многие видят, что изменения действительно происходят.
Принятие нового законопроекта №2234 о ценообразовании в дорожной отрасли будет означать, что ценообразование при ремонте и строительстве дорог будет приведено к европейским меркам. Пока же мы строим дороги, используя советские подходы.
Сейчас, когда мы подписываем договор с подрядчиком, в проектной документации объясняется, какую технику он должен использовать, с которого до которого часа работать, какую зарплату он должен получать. На строительстве дороги Днепр – Решетиловка зарплата водителя грузовика определяется не той суммой, которую ему готов платить собственник, а решением Днепропетровского облсовета на основании формулы Минрегиона. Мы как государство слишком сильно регулируем эти моменты.
У нас есть дороги, построенные за деньги Мирового банка и Европейского инвестиционного банка - это уважаемые мировые институции, к честности, открытости и прозрачности которых не может быть вообще никаких вопросов. И если мы строим дорогу за деньги Мирового банка, то нам четко говорят, что она стоит столько-то. Им не нужны детали, чем мы ее строим, как мы ее строим. Главное, чтобы мы просто вписались в эту сумму и сроки.
Мы приведем систему ценообразования в дорожном строительстве к европейским меркам впервые за последние 200 лет. И, во-первых, в процессе ремонта дороги мы отстанем от частных компаний с требованием показывать каждую бумажку, платить людям столько, сколько мы как государство считаем нужно платить. Потому что государство считает, что экскаваторщику нужно платить 14 тысяч гривен, а он на самом деле получает давно уже 44 тысячи. Во-вторых, в любой строительной компании, работающей с бюджетом, количество людей, занятых бухгалтерией, больше, чем количество рабочих. Не так сложно построить, как сложно правильно оформить все бумажки, а это в том числе влияет и на стоимость строительства. Мы начнем с дорог и потом распространим по всей системе строительства новые принципы. Траты на бухгалтерию уменьшатся, и в результате у нас снизится и стоимость дорог.
Наша строительная отрасль развивается опережающими темпами. Мы ремонтируем больше дорог, чем страны Евросоюза, а «Велике будівництво» уже использует самую новую технику и самые новые технологии.
В Днепропетровской области как в регионе-лидере «Великого будівництва» появляются свои типовые проекты. В частности, это садик в форме подковы, садик в форме сот, садик, как в Обуховке — так называемый шведский проект. Например, сейчас два новых садика строятся в Никопольском районе – это садики-подковы, аналогичные тому, что был открыт ранее в Покрове.
Еще в 17-18 годах команда ОГА разработала программу развития Днепропетровской области. Мы собрали все крупные стадионы области, крупные школы, населенные пункты, где не хватает мест в садиках, и методично начали осуществлять задуманное. Мы хотели, чтобы в каждом городе и каждом районном центре появилась красивая опорная школа, красивый стадион, красивый и современный садик.
Когда мы начали разбираться со стадионами, то обнаружили, что в Новомосковске, большом населенном пункте, был старый и убитый стадион «Металлург». Мы запустили его реконструкцию. Обновленный стадион будет сертифицирован для первой лиги – там сможет играть, например, клуб «ВПК-Агро» из Магдалиновки. Там же будет заниматься местная ДЮСШ, а это порядка 1500 детей. «Металлург» будет соответствовать по параметрам и качеству своего легкоатлетического оборудования уровню чемпионата Украины как минимум. Открытие этого стадиона состоится уже в мае.
Когда строится амбулатория, либо находится на финишной стадии реконструкция одного из 210 запланированных приемных отделений, то в первую очередь мы задаемся вопросом, кто будет там работать. Долгое время государство в силу низкого уровня менеджмента такими вопросами не заморачивалось, просто что-то где-то строило. Потом зачастую такие медучреждения стояли закрытыми.
Все амбулатории, построенные в этом году, изначально с врачами. По проекту многие амбулатории строятся сразу с жильем для медиков. Поэтому молодые специалисты, которые приезжают после окончания медуниверситета, сразу имеют жилье.
До конца года закончится восстановление 30 объектов культурного наследия. Государство никогда не реставрировало театры, замки, усадьбы, старинные парки. А ведь это туристические магниты. Простой пример: в каждом областном центре есть цирки. Они все находятся в плохом состоянии, ими никто никогда не занимался. Такие здания тоже будут реконструированы. Это предусмотрено отдельной президентской программой «Велика реставрація».
Из объектов, что строятся сейчас, для меня особенно важна трасса от Станицы Луганской до Счастья и дальше до Северодонецка. Сколько я себя помню, там никогда не было нормальной дороги.
Главный проект лично для меня — хирургический комплекс больницы Руднева в Днепре. Каждый раз, когда я читаю, что там спасли очередного малыша и провели уникальную операцию, я вспоминаю историю, как мы туда приехали за неделю перед открытием, а замглавврача показал закупленные нами новые наркозные станции. Он рассказал, что это «Бентли» в мире наркозных станций. То есть, круче них нет ничего. А теперь с помощь этих станций врачи могут спасать малышей, родившихся раньше срока.