В этом месяце автогаз на украинских автозаправках начал стремительно дорожать. Например, по состоянию на 20 июля средняя стоимость сжиженного газа (СУГ) на АЗС составила уже 16,3 грн/л. Это стало рекордом за всю историю наблюдений Консалтинговой группы "А-95".
За одни лишь сутки автогаз прибавил в цене 30 коп. При этом стремительнее всего стоимость СУГ выросла у "Авиас" – на 78 коп./литр (15,59 грн), "Укрнафты" – на 75 коп. (15,57 грн) и UPG – 38 коп. (16,53 грн). Самое дорогое топливо оказалось у премиальных брендов: ОККО – 17,49 грн/л, Socar – 17,48 грн/л, WOG – 17,38 грн/л и "Параллель" – 17,25 грн/л, пишет ubr.
Главная причина такого скачка – повышение оптовых цен на автогаз вследствие нарастающего дефицита в большинстве регионов. Критического дефицита автогаза в Украине эксперты пока не предвидят. Но тут важна одна деталь: СУГ – тот вид топлива, стоимость которого не регулируется государством. Поэтому теоретически ценового потолка у него нет.
Только с января по середину июля, согласно данным Госстата, средняя цена автогаза в Украине увеличилась почти на 24%. Иными словами – на 3 грн. Но даже на этом фоне владельцам авто паниковать не стоит, отметил в разговоре с UBR.ua сопредседатель Фонда экономических стратегий (ФЭС) Дмитрий Марунич.
"Да, в некоторых регионах страны создался дефицит. Рынок реагирует. Если сейчас привезут достаточно автогаза, оснований для тревоги не будет. Ранее уже была ситуация, когда наша власть по политическим причинам ограничивала экспортеров. Сейчас такого не наблюдается", – сказал эксперт.
Государство не регулирует цены на СУГ, но это делает рынок
Как пояснил в комментарии UBR.ua гендиректор сети АЗС SunOil Леонид Косянчук, хоть государство и не регулирует напрямую стоимость автогаза, на рынке имеются принципы, когда это регулирование происходит само собой: если цена СУГ превышает 55% от стоимости бензина, то первый перестает быть альтернативой для другого.
"Если взять максимальную цену Минэкономики для бензина в 31,64 грн/литр и максимальную стоимость автогаза на премиальных АЗС (15,49 грн/литр), то это уже больше 55%. Эти автозаправки дошли к границе. Это как раз и есть предохранитель для дальнейшего удорожания СУГ. Рынок отрегулирует цены сам", – пояснил он.
Косянчук не видит причин для паники, руководствуясь и такими основаниями: сегодня в премиальных сетях автогаз подорожал до 17,49 грн/л, а все еще можно найти это топливо даже по 14,7 грн/л. Обусловлена такая ценовая разница стоимостью самих заправок в премиальном сегменте. И тем, сколько они потребляют электроэнергии.
"Если вам нужен только сжиженный газ, то вы не будете заезжать на премиальные АЗС, чтобы пойти в "пятизвездочный" туалет или съесть хот-дог. Для этого экономнее поехать на мелкие заправки, существенно сэкономив по 3 грн на литре. Но если вы предпочли элитные заправки, то будьте готовы заплатить также и за сервис", – добавил он.
Цены на автогаз удержит невыносимая жара
Прогнозы делать непросто, поскольку, с одной стороны, стоимость автогаза увеличилась и в Европе. А наши цены привязаны к европейским. Но биржа есть биржа. Это – скорее, финансово-спекулятивный инструмент, чем инструмент ресурсный. И то подорожание СУГ, которое мы видим в Украине, скорее всего, кратковременное.
"Стоимость СУГ может упасть очень быстро. Если простые АЗС начнут поднимать цены до уровня премиальных брендов, то они просто будут с этим газом стоять и смотреть на небо. Поэтому и цена упадет, так как СУГ хранить намного дороже, чем продавать его по себестоимости. У него сейчас маржа в 1,2-1,5 грн на литре", – отметил он.
Косянчук обращает внимание, что для АЗС наличие в продаже автогаза – вообще дополнительный способ привлечь клиентов для покупки сопутствующих товаров. На сегодняшний день торговать СУГ большого смысла нет. Если заправка отдельно работает в правовом поле (через кассу) только на продаже автогаза, сама себя она никак не прокормит.
"Никакой трагедии с СУГ в Украине нет. Покупатель сам отрегулирует цены. Стоит только потребителям на один день перейти на бензин (а это делается одним переключением в машине), и вы увидите, что стоимость автогаза мгновенно упадет гривны на две", – акцентирует эксперт.
Он уточняет, что это бензин и дизель "могут болтаться в канистре", но не СУГ. А тем более при таких температурах на улице. Особенно, если резервуар наземный, а не закопан в землю. Во многих случаях при такой температуре клапаны уже подрывает – выходит газовая фракция. Поэтому сегодня на заправках часто поливают водой цистерны с СУГ.
Как говорит Косянчук, именно жара таким образом становится дополнительным фактором для понижения цен на СУГ. И именно поэтому на АЗС стараются от этого вида топлива избавиться как можно скорее.