Местная власть Днепра смогла нивелировать недоработки медреформы - профессор-пропозиционерка Е.Дитятковская

Опубликовано Елена Москвина - вт, 06/04/2021 - 16:03
чиновник

В Днепре ее называют вечным двигателем медицины города. Заслуженный врач Украины, доктор медицинских наук, профессор, председатель комиссии Днепровского городского совета по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения, депутат от политической партии «Пропозиція» Евгения Дитятковская дала свою оценку первому году действия второго этапа медицинской реформы. И рассказала секрет успешности «вторички» в Днепре.

Евгения Михайловна, дайте, пожалуйста, оценку медицинской реформе в целом: какие ее проблемы и недостатки Вы видите?

Вся медицинская реформа имеет недостатки по одной простой причине - все ее учредители не советовались по проведению реформы с людьми, которые своими руками, своим умом лечат больных. Ее проводили бездумно, основываясь на советах молодых неопытных специалистов, которых привлекала министр Ульяна Супрун. Они собирали руководителей медучреждений, их боялись и со всем соглашались. Я, например, неоднократно высказывалась относительно тех вещей, которые я считала неправильным. Но ни меня, ни профессора Тодурова никто не слышал.

Конечно, система Семашко в том виде, в котором она существовала до сих пор, эффективно работать не могла. В то же время, на мой взгляд, совершенно неправильным было «разрезание» амбулаторных поликлиник. То есть, создание центров первичной медико-санитарной помощи и клиник, где принимают непосредственно профильные специалисты. Ведь таким образом значительно увеличился административный аппарат - появилось несколько главных врачей, несколько бухгалтеров и так далее. А еще это привело к организационным проблемам и неудобствам для пациентов.

Ранее больной приходил к участковому врачу, тот его осматривал, на месте направлял на анализы и к профильному врачу. Или вообще пациент сразу шел к конкретному узкопрофильному специалисту, получал диагноз и уходил из поликлиники. Сегодня все гораздо сложнее. Это - по первому этапу. По второму тоже была допущена масса ошибок. Нас обязали беспощадно сокращать количество коек, порой даже закрывать больницы без учета локального фактора, когда медучреждение был просто необходимо жителям конкретного района.

Как вышли из этой ситуации в Днепре?

Понимая, что Национальная служба здоровья заключает договора только с теми больницами, которые имеют необходимую диагностическую, кадровую и лечебную базу, мы объединили больницы, практически не сокращая их. К примеру, не представляю, если бы мы закрыли небольшую больницу на жилом массиве Приднепровск. Тогда жители отдаленного района должны добираться на ближайшего медучреждения многие километры. Мы же провели там ремонт, закупили цифровой рентгеновский аппарат, видео- гастроскоп, колоскоп, хороший аппарат УЗИ и анализатор для лаборатории.

Мы практически не убирали койко-места, не сокращали врачей, разве что объединили отделения. Потому что нет в мире, например, кардиологий на каждом шагу. В результате укрупнения в Днепре вместо 24 появилось 5 крупных многопрофильных медучреждений для взрослых. Соответственно, сократился руководящий состав, на котором мы ежегодно теперь экономим 15 млн грн. Мы также убрали лечение из старых помещений, которые иногда строились еще в 19 в., и сэкономили на их дорогом содержании еще 17 млн грн.

мастер

Что изменилось в медицинских учреждениях Днепра после внедрения второго этапа медреформы?

Если раньше на содержание медучреждений Днепра мы тратили ежегодно 376 млн грн, то сейчас инвестируем в них. Только в этом году, например, мы запланировали масштабную реконструкцию больницы скорой помощи. Она объединяет хирургический корпус и реанимационное отделение, где лечатся пациенты с инфарктами и инсультами. Часть ремонта финансирует Всемирный банк. Остальные средства выделяет Днепровский городской совет. И на выходе мы получим современное европейское медицинское учреждение, где работают два аппарата КТ, аппарат МРТ и два ангиографа.

И больным не придется искать, где провести диагностику, не стоять в очередях. Врачи же смогут работать с инфарктами и инсультами одновременно. К тому же, в больницу скорой помощи мы присоединили психиатрическую службу. Ведь это моно- специальность переходит на третичный уровень. Но город не может ее потерять - это очень важно. И в больнице теперь будет дежурный психиатр. Мы присоединили также стоматологическое отделение, и теперь у нас также будет дежурный хирург-стоматолог. Ведь люди по скорой попадают к нам с различными травмами.

И теперь мы можем предоставлять им одновременно многопрофильную помощь. И все это благодаря прогрессивному подходу к делу мэра Днепра Бориса Филатова и председателя общественного совета Геннадия Корбана. Они - настоящие люди пропозиции - все просчитали. И теперь в каждом районе нашего большого города мы можем предоставлять кардиологическую, неврологическую, травматологическую, гинекологическую, ургентно-хирургическую помощь. Благодаря реформе, мы создали аллергоцентр. Мы объединили детское и взрослое направления, но ведем два параллельных амбулаторных приема, работают два стационара, у нас круглосуточно дежурят два аллергологи, есть кафедра и лаборатория.

Мы сейчас также активно проводим ремонт в 5-той детской больнице, есть проект на 6-детскую больницу, к которой мы присоединили 2-ю больницу. К нам также перейдет центр Руднева, и мы создадим огромное объединение педиатрии. В конце концов, мы планируем создать плановую, ургентную и хирургическую детские больницы. И в соответствии с их профилем, мы можем закупать туда современное оборудование.

он
Почему многие пациенты жалуются на то, что вынуждены доплачивать за некоторые виды медуслуг, которые должны быть бесплатными?

Это еще одна проблема, на решении которой я, как эксперт МОЗ и политик от «Пропозиції», настаиваю вместе с коллегами. Речь идет о пересмотре НСЗУ стоимости лечебных пакетов, предоставляемых государством. Потому что когда я задала вопрос представителю министерства, почему, например, для лечения синдрома Лайелла (а это очень тяжелое аллергологическое заболевание, которое имеет 60% летальности - хорошо, что у нас за последние 10 лет таких случаев не было, хотя больных бывает до 15 человек в год) выделяются копейки, специалист только пожал плечами.

Ибо, выясняется, просчет вели обычные программисты, имеющие поверхностные медицинские знания. Что говорить, когда лейкоз и пневмония стоят одинаково. И почему терапия стоит дешево, а хирургия дорого? Ведь сколько сложных случаев бывает в терапевтических направлениях. К тому же, врачи вторичного звена получают зарплату не от количества деклараций, как семейные врачи, а от количества пролеченных случаев.

И наша зарплата входит в тот же пакет, который включает диагностику и лечение больного, его питание, оплату труда среднего медперсонала. Туда не включили зарплату санитарок и обслуживающего персонала. И все мы помним, как в Полтаве массово увольнялись медсестры, которых заставляли мыть пол. Хорошо, что министр Степанов вернул экспертный институт, где специалисты должны профессионально посчитать стоимость лечебных услуг.

Еще одна проблема - это та недальновидность, с которой государство подошло к отчетности и выделению средств НСЗУ. Казалось бы, хорошо, что «деньги ходят за пациентом». Но они поступают в больницу только после полного документального оформления. И сервер, на котором сэкономило государство, не смог выдержать нагрузку отчетности, которую оказывали врачи со всей страны.

В результате возникли споры по оплате лечебных пакетов и заработной плате медиков. В Днепре, благодаря местной власти и мэру Филатову, очень быстро сориентировались - мы выделили 20 млн на соответствующее техническое и программное обеспечение, на материальную поддержку врачей и наладили этот процесс. В отличие от Киева, например, где были даже акции протеста из-за подобных сбоев.

Можно ли утверждать, что несмотря на несовершенство реформы, во многом ее реализация зависит от профессионализма местной власти?

Абсолютно. Днепр - тому пример. Нам удалось использовать медицинскую реформу на благо горожан. Мы смогли на местном уровне, насколько это было возможно, исправить недостатки и использовать преимущества. Наконец, провели улучшение работы отрасли не благодаря некоторым пунктам реформы, а вопреки им. Философия реформы верна для наших реалий. Но то, что она нуждается в доработке, не вызывает никаких сомнений. И для этого нужно привлекать опытных и известных украинских врачей, которых в Украине, я уверена, хватает. Они и являются людьми пропозиции.