На смену “просроченным” членам Центризбиркома во главе с Михаилом Охендовским пришла новая команда. Теперь обновленный состав ЦИК должен избрать себе начальство.
Об этом пишет Фокус.
К не имеющей, казалось бы, решения задаче усадить на 13 свободных мест 14 новых членов Цетризбиркома Верховная Рада подошла весьма оригинальным способом — с помощью приставных стульев. Перед необходимостью решать такую головоломку народных избранников поставил президент. Еще в феврале он подал в парламент представление на 14 кандидатов в ЦИК, тогда как вакансий в комиссии было всего 13. Вычеркивать из своего списка “четырнадцатого лишнего” глава государства упорно не желал. Депутатам пришлось внести изменения в закон, увеличив количество членов Центризбиркома с 15 до 17. В итоге за назначение новобранцев в расширенный состав комиссии проголосовали даже представители “Самопомочи” и “Батькивщины”, которые до последнего критиковали эту инициативу.
Не участвовал в голосовании только Оппозиционный блок. Его представители заявили, что поскольку Верховная Рада увеличила количество членов ЦИК, то три места должны достаться Оппоблоку как третьей по численности фракции парламента. Пока же у него нет ни одного. Но во фракции Блока Петра Порошенко (БПП) обещают, что президент внесет в ВР кандидатуру недостающего 17-го члена ЦИК по квоте Оппозиционного блока.
Под контролем президента
Петр Порошенко с самого начала не скрывал желания получить большинство в Центризбиркоме. Официально БПП делегировал в ЦИК шесть человек: Ольгу Желтову, Светлану Кустову, Ольгу Лотюк, Виталия Плукара, Михаила Вербенского и Олега Конопольского. Последнего, правда, называют “условно пропрезидентским” — ранее Конопольский был партийным адвокатом “Народного фронта”. Также к пулу Порошенко относят Татьяну Слипачук. В ЦИК она пришла от депутатской группы “Воля народа”, но ранее по квоте президента была членом в конкурсной комиссии по отбору директора Государственного бюро расследований. Это дает повод многим наблюдателям записывать Слипачук в пропрезидентский лагерь.
К этой семерке можно добавить еще одного циковца — Олега Диденко. Он попал в ЦИК в 2014 году по квоте “УДАРа”, который позже влился в президентскую политическую структуру. Вторая представительница старого состава Центризбиркома, Екатерина Махницкая (жена экс-генпрокурора Олега Махницкого), представляет партию “Свобода”, фракции которой нет в нынешнем парламенте. Летом в разгар поисков выхода из ситуации, сложившейся после внесения президентом 14 кандидатов в ЦИК на 13 вакансий, появилась информация о том, что Махницкой якобы звонили из Администрации главы государства с просьбой сложить полномочия. Но она отказалась, заявив, что любит свою работу. В оппозиции к президенту Махницкая, по мнению наблюдателей, тоже не будет. Таким образом, ориентированных на главу государства насчитывается девять членов ЦИК. Это большинство. Даже при условии увеличения количества членов комиссии с 15 до 17 человек. По закону все решения в ЦИК принимаются большинством голосов ее состава.
Цена союзнической поддержки
Не стоит забывать также о “союзнических войсках”. При необходимости президент всегда может рассчитывать на поддержку партнеров по коалиции. В Центризбиркоме она представлена тремя членами “Народного фронта” (НФ). Речь идет о Наталье Бернацкой, рекрутированной в ЦИК с поста первого замминистра юстиции, Ирине Ефремовой, числящейся до избрания в комиссию депутатом фракции “Народного фронта”, а также советнике главы парламента Леонтии Шипилове.
В кулуарах Верховной Рады говорят о том, что неожиданно быстрое решение проблемы перезагрузки Центризбиркома после серии неудачных попыток — результат договоренностей между БПП и НФ по кадровым вопросам. Согласно закону члены обновленной комиссии должны определиться, кто из них станет главой ЦИК, кто секретарем, кто заместителями (их должно быть двое). По мнению главы Комитета избирателей Украины Алексея Кошеля, кандидатура председателя Центризбиркома была одним из пунктов достигнутого компромисса, то есть этот вопрос частично или полностью уже решен. Иначе получить четырнадцать результативных голосований подряд (а за каждого кандидата в члены Центризбиркома Рада голосовала отдельно) было бы крайне проблематично.
В конце прошлой сессии членам коалиции стало известно, что председателем Центризбиркома Петр Порошенко видит представительницу депутатской группы “Воля народа” Татьяну Слипачук, секретарем — выдвиженку от БПП Светлану Кустову.
Слипачук, будучи специалистом в области международной торговли и арбитража, до назначения в ЦИК работала в крупной юридической компании Sayenko Kharenko. А в 2004–2011 годах она трудилась в юридической фирме “Василь Кисиль и Партнеры” вместе с нынешним заместителем главы Администрации президента Алексеем Филатовым. Зная это, “фронтовики” никак не могли смириться с несправедливостью наметившегося распределения руководящих постов в ЦИК. В итоге руководство “Народного фронта” потребовало от главы государства обещания, что пост секретаря ЦИК достанется их представителю. В обмен на это “фронтовики” якобы и согласились дать зеленый свет перезагрузке комиссии, проголосовав за увеличение числа циковцев и утверждение всех кандидатур, перечисленных в представлении главы государства. В секретари Центризбиркома они, как утверждают источники Фокуса, предложили Ирину Ефремову, которая возглавляла предвыборный штаб “Народного фронта” в Харькове на прошлых президентских и парламентских выборах.
В ответ на вопросы журналистов, поджидавших Ефремову в парламентских кулуарах после результативного голосования по ЦИК, она заявила, что ни о каких политических договоренностях по этому поводу ей неизвестно. При этом призналась: “Я бы хотела стать секретарем. Из моего опыта работы в окружных и участковых комиссиях мне известно: главные люди в избиркомах – председатель и секретарь. А заместители — это чисто номинальные фигуры. Они иногда замещают председателя, но основную ответственность несут глава комиссии и секретарь. Я ответственности не боюсь”.
От конкуренции — к сотрудничеству
У Ирины Ефремовой, претендующей на должность секретаря ЦИК, есть конкурент, причем из своих же. Это Наталья Бернацкая. Руководство Комитета избирателей Украины прочит ее даже в председатели Центризбиркома. “В руководящем составе ЦИК вижу Наталью Бернацкую, — говорит Фокусу Алексей Кошель. — Это профессиональный юрист с опытом в реформировании законодательства, с управленческим опытом, а в руководстве комиссии должны быть еще и профессиональные менеджеры, чтобы, кроме прочего, провести реформу самого Центризбиркома”.
Кроме Слипачук, в качестве вероятных претендентов на должность главы ЦИК называют выдвиженцев от БПП Светлану Кустову и Олега Конопольского, а также представительницу группы “Видродження”, судью Дарницкого райсуда столицы Аллу Басалаеву. Последнюю вместе с Ольгой Желтовой от БПП и Евгением Радченко от “Самопомочи” считают наиболее подготовленными для работы в ЦИК членами комиссии. “Начиная с 2005 года Басалаева прошла все ступени карьерного роста в Центризбиркоме. Это тот редкий случай, когда карьера делалась благодаря уму и работоспособности. Очень толковая!” — дает оценку бывшей коллеге экс-зампредседателя ЦИК Марина Ставнийчук.
Что станет во главу угла при формировании руководящего состава Центризбиркома — профессионализм ее членов или все же политические договоренности, — страна узнает уже очень скоро. Избрать себе начальство члены ЦИК должны на первом же заседании. Остается надеяться, что так и случится и решение организационных вопросов не затянется на такой же долгий срок, как формирование парламентом нового состава Центризбиркома.
Дитя компромисса
Александр Черненко, народный депутат, фракция БПП
Способ, которым сформирован новый состав Центральной избирательной комиссии, не идеальный, но единственно возможный для выхода из политического клинча
— Почти трехлетняя эпопея с назначением большинства членов Центральной избирательной комиссии вместо тех, чей срок полномочий завершился еще в 2014 году, неожиданно получила развязку. Она была полностью в духе украинских политических процессов: не идеальная с точки зрения методов достижения, но вполне эффективная с точки зрения выхода из парламентского клинча.
Чтобы найти необходимые 226 голосов для утверждения нового состава ЦИК и удовлетворить аппетиты всех фракций, парламент увеличил количественный состав комиссии с 15 до 17 человек.
Это решение вызвало ожидаемую критику в рядах оппозиции и приближенных к ней экспертов. Но международное сообщество и отечественные мониторинговые организации, высказав замечания к процессу, все-таки засвидетельствовали удовлетворенность результатом.
Можно найти много поводов, чтобы критиковать способ ротации ЦИК, но причин опасаться перспективы проведения выборов комиссией с “просроченными” членами под руководством Михаила Охендовского — еще больше. Это заведомо ставило бы под сомнение общественную легитимность предстоящих выборов, будь они безукоризненными даже с правовой точки зрения.
Одна из причин патовой ситуации, которая сложилась с перезагрузкой ЦИК, — расхожее мнение, будто главный избирательный орган страны должен формироваться по квотному принципу. Но такой принцип не предусмотрен ни украинским законодательством, ни устоявшейся практикой европейских государств, где подобные комиссии формируются или из представителей органов юстиции и внутренних дел, или из судейского корпуса.
В Украине квотный принцип при назначении применялся только дважды, и то в кризисных ситуациях — между “вторым” и “третьим” туром на президентских выборах в 2004 году и накануне внеочередных парламентских в 2007-м. Тогда равномерное распределение мест в ЦИК являлось одним из условий политического компромисса между главными политическими игроками, это был путь разрешения кризиса. В нормальной же ситуации Центральная избирательная комиссия не может быть парламентом в миниатюре, хотя бы потому, что срок полномочий ее членов — семь лет, а Верховной Рады — пять. Через год в стране будет новый законодательный орган, в который некоторые из присутствующих в нынешнем парламенте партии не пройдут, зато с большой долей вероятности там появятся новые политсилы, не представленные сегодня в ЦИК. В таком случае куда денется полюбившееся многим сегодняшним депутатам пропорциональное представительство? Не будет его и не должно быть. Это комиссии нижнего уровня — участковые и окружные, где непосредственно считаются голоса, — должны равномерно представлять интересы всех участников избирательной гонки. ЦИК же должна находиться над схваткой и состоять из аполитичных крепких профессионалов, для которых политики и партии — меняющиеся декорации, а стандарты демократических выборов — незыблемая константа.
Осознаю некоторую идеалистичность данного утверждения и уже вижу ироничные улыбки скептиков. В украинских реалиях, где в политике царит тотальное недоверие, а “кидок” превратился в норму жизни, многие в пропорциональном квотном представительстве усматривают некоторую гарантию политического баланса.
Но даже опыт работы ЦИК, с составом которого мы так долго не могли распрощаться, свидетельствует, что “пропорциональное представительство” в украинских реалиях — вещь условная. Не хочу называть конкретные персоналии, но есть достаточно фактов, когда члены ЦИК, делегированные определенной партией, принимали решения в пользу ее конкурентов. А некоторые за десять с лишним лет своего пребывания в комиссии успели несколько раз “переобуться на ходу”.
Пока новоизбранные члены ЦИК заканчивают необходимые формальности, чтобы принять присягу и начать работать, некоторые вдруг “озаботившиеся честностью выборов” политики высчитывают, сколько членов комиссии контролирует Порошенко явно, а сколько — скрыто, сколько нужно членов ЦИК для кворума, а сколько для того, чтобы этот кворум сорвать.
Спешу всех успокоить. Две трети новоизбранных членов комиссии знаю лично. Они отличные профессионалы и люди, для которых “репутация” — не просто слово из толкового словаря. Представляю, какие вызовы стоят перед этой ЦИК в следующем году, какое давление и соблазны ожидают ее членов. Но также знаю то, что сфальсифицировать результаты национальных выборов в нашей стране, как показывает история независимой Украины, невозможно. А если кто и вынашивает подобные планы, то пусть вспомнит 2004 год и то, чем тогда все закончилось.
Временная комиссия
Марина Ставнийчук, бывший член ЦИК
Политические манипуляции при формировании ЦИК создают предпосылки для пересмотра ее количественного и персонального состава
— После серии политических манипуляций Верховная Рада наконец сформировала обновленный состав Центральной избирательной комиссии. Новых членов ЦИК можно поздравить и пожелать им работать в строгом соответствии с Конституцией и законами Украины, демонстрируя профессионализм и отсутствие ангажированности. А также крепкого здоровья и силы духа, которые, уверена, им потребуются ввиду нескольких обстоятельств.
Обстоятельство первое. Президент Порошенко добился назначения всех внесенных им кандидатур ценой бессмысленного увеличения количества членов ЦИК, а также нивелирования роли парламента в процедуре их назначения. Поэтому с большой долей вероятности прогнозирую, что у международных наблюдателей за грядущими выборами в Украине обязательно будет замечание по этому поводу. Ведь внесение изменений в ст. 6 Закона “О Центральной избирательной комиссии” об увеличении ее численности с 15 до 17 человек — ярчайший пример доминирования политической целесообразности над Конституцией и законами государства.
Обстоятельство второе. Политические манипуляции с необоснованным увеличением состава ЦИК, пренебрежение принципом пропорциональности при его формировании создают предпосылки для того, чтобы следующая власть пересмотрела персональный и количественный состав комиссии. Уверена, что после смены президента и парламента этот вопрос обязательно возникнет.
Обстоятельство третье. Глава государства и парламентское большинство проявили вопиющее неуважение к назначенным ими же членам Центризбиркома. Количественный состав комиссии в свое время взяли не с потолка. Предложение формировать ее из 15 человек исходило из рациональных соображений о том, что это число без остатка делится на три, поскольку именно треть членов ЦИК, согласно закону, имеют право инициировать проведение внеочередного заседания. Кворум составляет две трети членов комиссии. Эти вопросы теперь остаются нерешенными.
В помещении ЦИК даже размещение столов и кресел в двух залах заседаний ориентировано на 15 человек. На голове друг у друга будут сидеть? К тому же потребуются дополнительные бюджетные средства — на зарплаты, помощников, водителей, на автомобили. А спикер парламента утверждает, что обойдется без дополнительных трат.
Обстоятельство четвертое. Не понаслышке знаю, со сколь серьезными физическими, психологическими и моральными нагрузками сопряжена работа в ЦИК. Чтобы справиться с ними, человек должен обладать личностным стержнем, высокой профессиональной подготовкой, уметь работать в коллективе и одновременно быть способным отстаивать свою позицию, брать на себя ответственность. Смогут ли продемонстрировать все эти качества новички в нынешние суровые времена, когда едва ли ни у каждой политической силы есть собственные военизированные формирования, не упускающие повода поиграть мускулами и побряцать оружием. Об этом мало говорилось, но на минувших парламентских выборах уже были попытки установить результаты голосования на отдельных участках с помощью силы. Кое-где они даже увенчались успехом. Происходило подобное и во время местных выборов последних лет. Готовы ли новоназначенные члены ЦИК принимать судьбоносные для страны решения под бдительным оком людей в балаклавах?
Кроме этого, ни один состав ЦИК не сможет обеспечить прозрачные и демократичные выборы, если народные избранники качественно не изменят избирательное законодательство. В первую очередь эти изменения должны обеспечить равные возможности в период предвыборной агитации.
Серьезного усовершенствования требуют также процедуры обработки и использования данных реестра избирателей. Необходимо создание механизма голосования для внутренних переселенцев, совершенствование процедур установления результатов голосования и выборов и так далее.
С точки зрения организации свободного процесса всенародного волеизъявления, прогнозирую, что нас ждут сложные и политически ангажированные выборы. Власть для этого сделала все, что могла.