Главная цель трансформации Укрпочты – превращение ее в рыночную, сервисную и эффективную компанию. Преимущество компании в том, что благодаря самой большой сети отделений Укрпочта может предоставить свои услуги каждому гражданину Украины, передаёт finance.ua.Но все ли так «гладко»?
На сегодняшний день Укрпочта располагает самой разветвленной сетью отделений, состоящей из 11,7 тыс. отделений по всей стране. Большая часть отделений Укрпочты находятся там, где нет банков и других финансовых организаций. Фактически в 28 тыс. населенных пунктов, где проживает 16 млн человек, Укрпочта является естественным монополистом, одним из немногих связующих звеньев для коммуникации с внешним миром.
Как заверяют в самой Укрпочте, у почтовых отделений в малых населенных пунктах довольно высокий уровень доверия со стороны местного населения.
Планы на онлайн и не только
По словам Директора департамента финансовых услуг Укрпочты Артура Муравицкого, Укрпочта поставила перед собой цель начать предоставление широкого спектра финансовых услуг и стать представителем других финансовых организаций, таких как банки, страховые компании.
Планируется сделать упор на приоритетных направлениях: осуществление платежей и денежных переводов, открытие банковских счетов, оформление кредитов и страховых полисов.
Эти услуги Укрпочта планирует развивать самостоятельно, в формате совместной деятельности на паритетных началах, либо по агентскому соглашению.
По приему платежей Укрпочта входит в тройку лидеров, вместе с Приватбанком и Ощадбанком.
Сейчас компания активно занимается вопросом наращивания онлайн-платежей при осуществлении расчетов, подписано соглашение с Visa и Mastercard для внедрения эквайринга. Расширяются возможности процессингового центра.
Для снижения времени на прием, обработку и контроль процессов по приему платежей в Укрпочте внедряется система по приему платежей, которая даст возможность автоматизировать платежи от населения и организаций в пользу третьих лиц, как через почтовые отделения, так и через веб-сайт.
Автоматизированная система на базе современного программного обеспечения позволит обрабатывать более 100 тыс. транзакций в день, обеспечивать быструю аналитику данных, расширить спектр предоставления финансовых услуг и улучшить качество обслуживания клиентов.
Справка:
Укрпочта сегодня это:
- Более 200 млн внутренних и международных отправок ежегодно
- 45% от общего объема выплаты пенсий и 28% рынка денежных переводов
- Оборот торговых услуг компании более 1 млрд грн в год
- 11,7 тыс. отделений, около 1 тыс. мобильных отделений, присутствие во всех населенных пунктах Украины
- 73 тыс. сотрудников
В местах, где нет банковских отделений, планируется запуск услуги по доставке денежных переводов. Перечисленные с платежной карты средства почта доставит получателю уже в виде наличных.
В тех населенных пунктах, где не хватает банковских и финансовых услуг, Укрпочта планирует начать предоставлять кредитование, страховые и другие финансовые услуги в качества представителя банков и страховых компаний.
Используя систему переводов на базе Всемирного почтового союза, Укрпочта рассчитывает нарастить предоставление услуг за рубежом. В частности, в связи с блокированием денежных переводов из России в Украину и обратно, Укрпочта планирует занять нишу других платежных систем по переводу денег из России в Украину и наоборот, поскольку санкции и ограничения на почтовый сервис не распространяются.
Как отмечают в Укрпочте, компания стремится расширить свое участие в предоставлении международных услуг. К примеру, количество посылок из Китая выросло на 50%. Подписано соглашение о сотрудничестве между МАУ и Укрпочтой по доставке посылок в другие страны.
Планы, которые могут и не сбыться
Компания поставила перед собой грандиозные цели и задачи, в реализации которых пока нет однозначной уверенности.
Не стоит забывать, что Укрпочта сегодня – это на 100% ручное сортирование, и очень низкий уровень автоматизации процессов. А 80% отделений не имеют компьютеров и принимают платежи в бумажной форме.
Треть автопарка настолько устарела, что ни разу не выходила в рейс.
В то время как за последние 6 лет конкуренты активно развивались, Укрпочта отставала и теряла свою нишу на рынке. Показатели Укрпочты на важном для нее рынке посылок почти не изменились, оставшись на уровне 20 млн штук. А вот конкуренты, начиная с 2011 года, увеличили объем услуг с 11 до 71 млн штук, или почти в 7 раз.
Количество пенсий, выплаченных через Укрпочту, сократилось на 35% по сравнению с показателями 2011 года.
Продолжается сокращение предоставляемых почтовых услуг на 56%, с 1,7 млрд единиц в 2007 году до 0,7 млрд единиц в 2016 году, количество отделений за этот период сократилось с 15,5 до 11,7 тыс., или на 26%.
В планах Укрпочты за 5 лет увеличить доходы с 4,4 до 13 млрд грн, или в 3 раза. Компания рассчитывает пересылать 2,2 посылки на душу населения, что в 4,5 раза больше нынешнего показателя. Количество платежей и переводов должно вырасти с 4,1 до 6,7 на душу населения в год. Будут ли реализованы планы компании, пока не ясно… Ведь если рынок почтовых пересылок не продолжит активный рост, обеспечить более чем четырехкратный рост услуг вряд ли получится.
Сможет ли стать успешной программа предоставления финансовых услуг через почтовые отделения – тоже вопрос. Отсутствие отделений банков и страховых компаний в населенном пункте наводит на мысль о том, что тут нет достаточного спроса на финансовые услуги со стороны потребителей.
При наличии устойчивого, емкого спроса на финансовые услуги со стороны населения, отделения банков появились бы обязательно.
Сейчас большая часть почтовых отделений в сельской местности работают с убытком. Поэтому, в случае запуска Укрпочтой финансовых услуг в таких населенных пунктах, может оказаться, что их рентабельность окажется низкой или отрицательной.