В законе о РРО предпринимателей смущает так называемый «кешбек» и огромные штрафы.
Речь идет о двух законах:
- О внесении изменений в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» и других Законов Украины по детенизации расчетов в сфере торговли и услуг;
- О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по детенизации расчетов в сфере торговли и услуг.
Оба закона были приняты Верховной Радой 20.09.2019 г. в «турборежиме» с минимальным количеством уступок, которые позволила себе сделать власть для мелких и средних бизнесменов, хотя последние требовали их (законы) вообще ветировать.
Главное, что предлагает новый закон, — это возможность использовать некое программное обеспечение, которое можно установить на любой гаджет (компьютер, планшет, смартфон) вместо громоздкого и дорогого кассового аппарата.
Если установить программное обеспечение на обыкновенный смартфон, то можно выдавать электронные чеки с помощью гаджета. Этот чек сразу отправляется на сервер Государственной налоговой службы и там хранится. Покупателю его можно отправить через мессенджер. Или же он сможет отсканировать электронный чек посредствам того же QR-кода.
При этом председатель Государственной налоговой службы Украины Сергей Верланов уверяет, что ГНС обеспечит ФЛП программным РРО совершенно бесплатно, а его регистрация будет осуществляться через электронный кабинет.
Чтобы сгладить неприятные впечатления от непопулярных решений, власть немного подсластила пилюлю и пошла на ряд уступок для среднего класса.
В частности, для предпринимателей на второй группе единого налога с 1 января 2021 года изменяется максимальный порог доходов: он повышается с 1,5 млн грн до 2,5 млн грн (для всех других групп упрощенцев указанный лимит пока остался прежним).
Одновременно Президент подписал Указ №761/2019 «О неотложных мерах по обеспечению благоприятных условий для деятельности физических лиц — предпринимателей».
Основной идеей Указа является подготовка законопроекта о введении двухлетнего моратория на проведение проверок ФЛП (кроме осуществляющих высокорентабельные виды деятельности с существенными рисками уклонения от налогообложения) по соблюдению ими порядка применения регистраторов расчетных операций и смягчения ответственности этих лиц за нарушение ими установленного порядка предоставления в контролирующие органы отчетности, связанной с применением РРО.
В двухнедельный срок с участием упомянутого Совета должны быть разработаны и внесены на рассмотрение парламента законопроекты, направленные на либерализацию условий и критериев отнесения физических лиц — предпринимателей к первой группе упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, в частности:
- путем установления большего размера предельного объема их дохода в течение календарного года,
- путем предоставления им права использовать труд наемных лиц,
- путем расширения перечня видов деятельности, которые могут осуществлять такие субъекты хозяйствования.
Кроме того, должны быть приняты необходимые меры для обеспечения прозрачных и необременительных процедур регистрации расчетных операций при реализации товаров и услуг через интернет и разъяснения о порядке применения таких процедур.
С 1 января 2020 года должна быть обеспечена возможность тестирования налогоплательщиками при осуществлении расчетных операций бесплатного программного решения для использования такими плательщиками программных регистраторов расчетных операций.
Для тестирования программный РРО уже сейчас можно скачать на сайте налоговой.
Кому РРО не нужен
Применять регистраторы расчетных операций будут не все и не сразу.
Регистраторы (кассовые аппараты) не будут использоваться :
- при осуществлении торговли продукцией собственного производства предприятиями (кроме тех, кто входит в группу риска), если расчеты проводятся через кассу и выдается кассовый ордер (квитанция);
- при выполнении отдельных банковских операций;
- при продаже билетов (в том числе лотерейных) и проездных документов, жетонов метрополитена;
- при продаже товаров лицами, которые получили льготный торговый патент (разумеется, только если не ведется торговля подакцизными товарами и товарами отдельных категорий из групп риска);
- при торговле, осуществляемой физическими лицами, продуктовыми или промышленными товарами за наличные деньги на рынках (кроме техники, ювелирки и медицинских товаров);
- при продаже товаров в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет более 50 процентов общего товарооборота;
- если в месте получения товаров (предоставления услуг) операции по расчетам в наличной форме не осуществляются (склады, места хранения, оптовая торговля).
Кроме того, законодатель освободил от использования РРО плательщиков единого налога первой группы.
Напомним, что к первой группе относятся ФЛП, не использующие труд наемных лиц, осуществляющие исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или осуществляющие хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем дохода которых в течение календарного года не превышает 300 000 гривен.
Исходя из сути этого определения понятно, что РРО не нужны тем, кто торгует на рынках и предоставляет мелкие бытовые услуги.
Что государство относит к бытовым услугам населению
В понимании государства, бытовые услуги, с предоставления которых ФЛП платит единый налог, сводятся к следующему перечню:
1) изготовление обуви по индивидуальному заказу;
2) услуги по ремонту обуви;
3) изготовление швейных изделий по индивидуальным заказам;
4) изготовление изделий из кожи по индивидуальному заказу;
5) изготовление изделий из меха по индивидуальному заказу;
6) изготовление нижней одежды по индивидуальному заказу;
7) изготовление текстильных изделий и текстильной галантереи по индивидуальному заказу;
8) изготовления шляп по индивидуальному заказу;
9) дополнительные услуги к изготовлению изделий по индивидуальному заказу;
10) услуги по ремонту одежды и бытовых текстильных изделий;
11) изготовление и вязание трикотажных изделий по индивидуальному заказу;
12) услуги по ремонту трикотажных изделий;
13) изготовление ковров и ковровых изделий по индивидуальному заказу;
14) услуги по ремонту и реставрации ковров и ковровых изделий;
15) изготовление кожаных галантерейных и дорожных изделий по индивидуальному заказу;
16) услуги по ремонту кожаных галантерейных и дорожных изделий;
17) изготовление мебели по индивидуальному заказу;
18) услуги по ремонту, реставрации и обновления мебели;
19) изготовление плотничных и столярных изделий по индивидуальному заказу;
20) техническое обслуживание и ремонт автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и мопедов по индивидуальному заказу;
21) услуги по ремонту радиотелевизионной и другой аудио- и видеоаппаратуры;
22) услуги по ремонту электробытовой техники и других бытовых приборов;
23) услуги по ремонту часов;
24) услуги по ремонту велосипедов;
25) услуги по техническому обслуживанию и ремонту музыкальных инструментов;
26) изготовление металлоизделий по индивидуальному заказу;
27) услуги по ремонту иных предметов личного пользования, домашнего потребления и металлоизделий;
28) изготовление ювелирных изделий по индивидуальному заказу;
29) услуги по ремонту ювелирных изделий;
30) прокат предметов личного пользования и бытовых товаров;
31) услуги по выполнению фоторабот;
32) услуги по обработке пленок;
33) услуги по стирке, обработке белья и других текстильных изделий;
34) услуги по чистке и покраска текстильных, трикотажных и меховых изделий;
35) выделка меховых шкур по индивидуальному заказу;
36) услуги парикмахерских;
37) ритуальные услуги;
38) услуги, связанные с сельским и лесным хозяйством услуги по лесоводству (услуги по лесозаготовке, транспортировка необработанной древесины в пределах леса, таксация, оценка промышленного использования леса, посадка саженцев, облесение и лесовосстановление, защита леса от пожаров и т.п.; предпосевная подготовку полей, посадка, обработка, опрыскивание, пересадка, рассадка, уборка урожая, борьба с вредителями);
39) услуги домашней прислуги;
40) услуги, связанные с очисткой и уборкой помещений по индивидуальному заказу.
Поэтому для индивидуальных парикмахеров, фотографов, швей, мелких ремонтных мастерских, плотников и т.п. использование РРО обязательным не станет, если конечно они соответствуют требованиям первой группы упрощенцев.
Лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, также под действие нового закона не подпадают.
Кому обязательно придется использовать РРО
До 1 октября 2020 года РРО или программные РРО не применяются плательщиками единого налога второй-четвертой групп (ФОП), не зависимо от выбранного вида деятельности, если объем их дохода не превышает 1 000 000 гривен, кроме тех, которые осуществляют:
- реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту (бытовая техника, электроинструмент и т.п.);
- реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставляют платные услуги в сфере здравоохранения.
Этим двум категориям предписали обязательное применение РРО.
С 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года вступает в силу обязанность использовать РРО тем, кто вошел в так называемую «группу риска». Эта группа предпринимателей обязана применять РРО независимо от размера оборота, даже находясь на I (первой) группе единого налога.
В группу риска депутаты определили тех, кто осуществляет реализацию:
— товаров (предоставление услуг) через сеть Интернет;
— технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
— ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органического происхождения образования и полудрагоценных камней;
— текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках);
— реализацию деталей и запчастей для автотранспортных средств, в соответствии с перечнем, утверждаемым Кабинетом министров Украины;
— лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставляет платные услуги в сфере здравоохранения;
— осуществляет розничную торговлю подержанными товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД);
(еще в 2012 году ГНС г. Киева разъясняла, что класс КВЭД 47.79 включает розничную торговлю букинистическими книгами, розничную торговлю другими подержанными товарами, розничную торговлю антиквариатом, деятельность аукционных домов (розничных).
а также тех, кто осуществляет деятельность:
— ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания, если такая деятельность является иной, чем определенная пунктом 11 статьи 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»
(в указанной норме фигурирует продажа воды, молока, кваса, масла, живой рыбы из автоцистерн, бочек и бидонов; обедов и безалкогольных напитков в столовых и буфетах учебных заведений);
— туристических агентств, туристических операторов;
— гостиниц и подобных средств временного размещения (группа 55.10 КВЭД)
(в последнем случае имеется ввиду размещение в отелях, курортных отелях, отелях класса люкс, мотелях. И не включается аренда домов и квартир для проживания).
Обязательным поголовное использование РРО для всех плательщиков единого налога II — IV групп налогообложения становится только с 1 января 2021 года.
Кофейни, пирожковые и прочие заведения общепита избежать регистрации своих хозяйственных операций не смогут.
Остро станет вопрос с РРО для маникюрщиц, массажистов, программистов, независимых журналистов (код КВЭД 90.03), юристов, поскольку формально они не подпадают под признаки первой группы единого налога.
Применение регистратора расчетных операций начинается с первого числа первого месяца квартала, следующего за месяцем превышения порога оборота, и продолжается в последующих налоговых периодах в течение регистрации субъекта хозяйствования как плательщика единого налога.
Штрафы, которые придется заплатить предпринимателю
Главное, что беспокоит предпринимателя, — это непомерные штрафы.
В Законе №265/95-ВР штрафные санкции содержатся в статьях 17-20, 24, 29.
Ранее, если были проведены операции на неполную сумму стоимости проданных товаров, или операция прошла мимо РРО, выявлялось отклонение наличной суммы от суммы, указанной в дневном отчете (для юрлиц), не распечатан чек, предприниматель должен был уплатить штраф в размере 100 процентов проданного товара.
Этот же размер штрафа предприниматель заплатит за нарушение, допущенное впервые. За повторное нарушение штраф составит уже 150 % (но не менее 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан).
Правда, до 1 октября 2020 года штрафы составят 10% и 50% соответственно.
Размер штрафов связан с появлением так называемого «кешбека». О нем будет сказано отдельно.
Штрафы в необлагаемых налогом минимумах предусмотрены за:
- неиспользование расчетной книжки или книги учета;
- отсутствие контрольной ленты (30 НМДГ);
- отсутствие предварительного программирования товаров (триста необлагаемых минимумов грозит тем, кто поленится предварительно запрограммировать подакцизные товары, пять — обычные);
- неподачу отчетности за использование РРО.
Ранее эти суммы составляли 5, 10, 20 ННМДГ. Санкция за реализацию неучтенного товара составляла их двойную стоимость, но не менее 10 НМДГ. Правда, это не касалось только единщиков без НДС.
Размеры штрафов испугали предпринимателей, которые предоставляют своим клиентам скидки на купленный товар или предоставленную услугу. Они считают, что налоговики могут придраться к скидке как к неполной сумме проданного товара и выписать штраф.
Кроме того, вносить в программу десятки тысяч товаров вручную весьма утомительно, тем более с помощью телефона. Точно так же их придется менять и восстанавливать в случае поломки смартфона.
Доносительство и «кешбек»
Чтобы стимулировать участников рынка пользоваться нововведениями, законами предлагается ввести с 01 октября 2020 так называемый механизм «кешбек», предусматривающий возможность осуществления компенсации покупателю (потребителю) 100% стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) за счет части штрафных санкций за нарушение требований по РРО, применяемых по его жалобе.
Благодаря этому закону в Налоговом кодексе появился пункт 14.1.279, который раскрыл понятие «компенсация части суммы штрафных (финансовых) санкций определенных по данным СОД РРО».
Это денежные средства, перечисляемые покупателям (потребителям), за счет штрафных (финансовых) санкций, примененных контролирующими органами, по результатам проведенной проверки по жалобе покупателя (потребителя) о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций с применением регистраторов расчетных операций и/или программных регистраторов расчетных операций.
Говоря простыми словами, введены «премии» тем покупателям, которые доносят на продавцов, нарушающих правила работы с РРО. Премия будет составлять 100% стоимости приобретенных товаров. И 50% получит государство. Отсюда и размер штрафа 150%.
Такие премии будут платить при условии покупки на сумму более чем на 850 гривен. Отследить чек можно будет через специальную систему.
Правда, доноситель получит эти деньги только после уплаты штрафа нарушителем, что, естественно произойдет после соответствующей налоговой проверки. Результаты которой, скорее всего, ФОП обжалует. Эти доходы осведомителей даже облагать налогом не собираются.
«Кешбек» не применяется, если чек не выдан.
Государство объясняет это необходимостью контроля со стороны общества за легализацией расчетных документов.
Сам бизнес не в восторге от этой идеи, поскольку видит в этом следующие риски:
— увеличение проверок на основании недобросовестных обращений покупателей через личностное негативное отношение или желание дискредитировать конкурентов;
— применения субъективного подхода контролирующих органов к возможности проведения проверки;
— невозможности установления факта покупки товаров именно тем покупателем, подал заявление и тому подобное;
— конкуренты начнут подделывать чужие чеки и предъявлять их контролирующему органу;
— появятся потребители, желающие если не заработать на кешбеке, то хотя бы получить бесплатно товар;
— вырастет активность мошенников, желающих нажиться на этой сфере;
— одновременно станут устраивать скандалы различного рода общественные активисты с обостренным чувством справедливости.
Привлечь же к ответственности недобросовестного потребителя, который этим воспользуется, довольно проблематично. Отсутствует и ответственность налоговой(правильный или неправильный чек они решают по своему усмотрению). Кроме того, нет ограничений и на количество заявлений.
Заверения главы ГНС Сергея Верланова о том, что пользоваться в корыстных целях этими нормами никто не сможет, поскольку можно легко идентифицировать жалобщика, предпринимателей не убеждают.
По мнению налоговиков, любой заявитель, который подает информацию о нарушениях, должен идентифицировать себя через собственный электронный кабинет налогоплательщика. То есть покупатель фактически соглашается с тем, что налоговая служба будет проверять не только правомерность действий продавца, но, в первую очередь, — оценивать достоверность документов, приобщенных к жалобе.
Каким образом это остановит заинтересованных лиц, фискалы не поясняют.
Результатом применения этого механизма на практике может стать тенденция появления специализированных структур, основной деятельностью которых станет поиск расчетных документов субъектов хозяйствования с целью последующего обращения в контролирующие органы и инициирования проведения проверки субъектов хозяйствования на предмет подлинности и достоверности заявленных в расчетных документах данных.
К сожалению, механизмов противодействия злоупотреблениям законодатель не предусмотрел.