"10 громких цифр" уходящего 2019 года

Опубликовано Гость - пн, 30/12/2019 - 13:54
итоги

2019 год в Украине характеризуется рядом впечатляющих цифр, которые дают срез экономического и финансового состояния страны, его долгосрочных и текущих причин и возможных последствий.

GROWFORD Institute акцентирует внимание на 10 цифрах, которые характеризуют экономику Украины в уходящем году, влияют на ее будущее развитие. Именно эти цифры по мнению экспертов Института важны для того, чтобы понимать качество проведение экономической, монетарной, бюджетной политики и управления государственным долгом и риски для страны, что возникают.

Экономическая политика Правительства, в частности бюджетная и долговая политика Министерства финансов, монетарная политика НБУ - мощные рычаги, формирующие экономическое развитие страны. Они влияют на финансовое состояние каждого украинца. Результаты использования этих рычагов должны быть предметом пристального внимания независимых экспертов и общества в целом. Поэтому именно на этих цифрах, полученных на основе первичных статистических данных и собственного анализа экспертов Института, мы фокусируем внимание, - отметил основатель GROWFORD Institute Виталий Ломакович.

Изображение удалено.

19%
Величина ревальвации гривны к доллару США

За 2019 год (по данным из открытых источников) гривна продемонстрировала высокий темп ревальвации в мире. Это привело к негативным последствиям для экономики. С одной стороны,это привело к замедлению годовых темпов потребительской инфляции с 9,8% в декабре 2018 года до 5,1% в ноябре 2019 года. Но, с другой - значительно ухудшила финансовое положение экспортеров, углубила дефицит торгового баланса и стала одной из причин недовыполнения доходной части бюджета. Ревальвация гривны состоялась прежде всего как результат притока иностранного спекулятивного капитала на рынок ОВГЗ (облигаций внутреннего государственного займа).

56 млрд грн
Недополучено плановых доходов Государственного бюджета

По данным Госказначейства, процент выполнения доходов бюджета составил 94,1% к плану за январь-ноябрь, что стало худшим показателем после кризиса 2008-2009 годов. Реагируя на острую нехватку бюджетных денег, было решено вернуть картотеку (подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ). В результате такого решения плановых сумм финансирования не получат Госфонд регионального развития, Госагентство автомобильных дорог и большинство главных распорядителей средств в части капитальных расходов бюджета и расходов на использование товаров и услуг. Недовыполнение доходной части бюджета было вызвано действием в экономических и управленческих факторах. Среди них - деиндустриализация экономики и увеличение в структуре валового внутреннего продукта доли отраслей с низким налоговым коэффициентом, номинальная ревальвация гривны и уменьшение поступлений от импортного НДС и пошлины, увеличение теневого оборота подакцизных товаров, снижение эффективности работы таможенных и налоговых органов в текущем году.

8,2% годовых
Реальная процентная ставка по гривневым ОВГЗ

Реальная процентная ставка по гривневым ОВГЗ, которые размещались Минфином в IV квартале стала абсолютным рекордом среди стран с формирующимися рынками. Ближайшими соседями Украины в рейтинге самых дорогих заемщиков является Уганда и Египет с реальной доходностью 6,5% и 5,9% годовых. В то же время треть стран с формирующимися рынками, имеют отрицательные реальные процентные ставки по государственным облигациям. В Украине номинальная процентная ставка по гривневым ОВГЗ снизилась с 18,9% в I квартале до 13,4% в IV квартале 2019 года. Но во соединение Украины к системе «Clearstream» и замедление темпов инфляции позволяли Минфину более радикально снизить процентные ставки, но, это не было сделано. Поэтому расходы бюджета на выплату процентов по внутреннему долгу в 2019 году достигнут около 88 млрд грн. Для сравнения: в 2018 такие расходы составляли 75 млрд грн, а в 2017 - 73 млрд грн.

115,5 млрд грн
Объем ОВГЗ в собственности нерезидентов

С начала 2019 года вложения нерезидентов в государственные облигации беспрецедентно выросли более чем в 18 раз или на 109,1 млрд грн. За этот период доля портфеля нерезидентов в общем объеме ОВГЗ увеличилась с 0,8% до 14,2%. Но, если из общего объема облигаций ((815,9 млрд грн) влечет портфель НБУ (337,1 млрд грн), а также ОВГЗ, которые были внесены государством в капитал государственных банков в течение 2016-2017 годов, кроме приобретенных НБУ, (164,8 млрд грн), то выяснится, что объем «рыночных» ОВГЗ составляет лишь 314,1 млрд грн, в том числе в портфеле банков - 163,4 млрд грн. В таком случае доля нерезидентов составит уже 36,8%. Это показывает высокий риск долговой политики Украины. Такая высокая доля нерезидентов в структуре государственного долга создает угрозу внезапного оттока спекулятивного капитала и резкого обвала валютного курса гривны.

92,9 млрд грн
Рекордный объем привлечения денег банков на депозитные сертификаты НБУ за один день

НБУ создав депозитные сертификаты, проценты по которому выплачиваются за счет «печатного станка», то есть эмиссии денег - спровоцировал коллапс кредитования реального производства из-за масштабного «эффекта вытеснения». Вместо кредитования реального производства банки размещают деньги в выгодные для них депозитные сертификаты НБУ и облигации государственного займа. С начала года совокупный объем привлечения денег на депозитные сертификаты НБУ превысил 4,8 трлн грн, то есть больше, чем объем ВВП. Такая политика НБУ продолжается в течение 5 последних лет с ухудшением динамики: в 2019 году объем привлечения денег на депозитные сертификаты НБУ уже на 72% превысил соответствующий показатель 2018 года. Остатки мобилизованных средств в декабре 2019 пересекли отметку 100 млрд грн. Объем выплаченных банкам процентов по депозитным сертификатам НБУ за счет эмиссии в течение последних пяти лет уже достиг более 40 млрд. грн. Это является неэффективным расходованием государственных денег. Для сравнения - это почти в 2,5 раза больше, чем годовые расходы сводного бюджета на поликлиники, амбулатории и скорую помощь.

59 млрд грн
Прибыль банков 

Прибыль банков за 11 месяцев 2019 года почти втрое превышает прошлогодние - 20 млрд грн. Это самый высокий показатель за всю историю банковской системы Украины. Доходы банков (222,1 млрд грн) по сравнению с предыдущим годом выросли на 23,1%, расходы (163,1 млрд грн) - на 1,6%. Политика высоких процентных ставок НБУ, тормозит экономический рост, является вполне приемлемой для банков, поскольку позволяет получать беспрецедентные доходы на фоне сокращения кредитования реального сектора экономики. По итогам января-ноября 2019 года остатки по кредитам в корпоративный сектор в национальной валюте сократились на 4,4% (в годовом измерении - на 6,4%), в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) - на 4,8% ( за текучий год - на 9%).

21%
Отношение кредитов в корпоративный сектор к ВВП

2019 стал пятым подряд годом, где снижается уровень проникновения кредитов в экономику: в 2014 этот показатель составлял 48%, а в 2018  - 24%. Учитывая, что 54% кредитов корпорациям ласификовано как неработающие, отношение «живых» кредитов бизнеса в ВВП не превышает и 10%. Такая недоступность кредитов для бизнеса создает угрозу вообще для перспектив экономического роста.

7,5%
Падение промышленного производства в ноябре 2019

Рост промышленного производства имело место только весной. Всего за январь-ноябрь сокращение промышленного производства составило 1,2%. То есть происходит деиндустриализация украинской экономики. Основными причинами стали: недоступность долгосрочного ссудного финансирования для масштабных проектов в промышленности, низкое качество производственной инфраструктуры и транспортных услуг для предприятий, упадок сферы исследований и разработок, масштабная трудовая миграция, плохой инвестиционный климат и низкая привлекательность Украины для международных стратегических инвесторов на фоне фактического отсутствия промышленной политики государства. В 2019 году негативное влияние вышеупомянутых фундаментальных факторов было усилено ревальвацией гривны и ухудшением внешней конъюнктуры на некоторых сырьевых рынках (в частности для металлургии).

4,5%
Снижение цен производителей промышленной продукции 

Эти цены вошли в зону острой, «рекордной» дефляции, что является риском дальнейшего спада промышленного производства. В условиях ухудшения ценовой конъюнктуры на внешних сырьевых рынках и сокращение промышленного производства годовые темпы прироста цен производителей в ноябре 2019 года упали до самого низкого значения за всю историю наблюдений с 1991 года. В добывающей промышленности цены за этот год снизились на 17,2%, перерабатывающей - на 6% и только в снабжении электроэнергии, газа и кондиционированного воздуха выросли на 3%.

10 млрд долл

Почти столько составил дефицит внешней торговли товарами и услугами за январь-октябрь 2019 года, ухудшившись по сравнению с соответствующим показателем 2018 на 3,3%. Пока этот торговый дефицит смягчается за счет увеличения денежных переводов от трудовых мигрантов, поэтому дефицит текущего счета платежного баланса за 10 месяцев составил 3,4 млрд долл. Но фундаментом стабильности валютного курса и устойчивости экономического развития приемлемы пределы дефицита или равновесие или профицит торгового баланса, поэтому «минус» 10 млрд долл в торговом балансе является сигналом для срочных государственных мероприятий.

Приведенные экономические показатели чрезвычайно тревожные и показывают о системной неэффективности экономической политики правительства, непродуманной бюджетной и долговой политики Минфина и ошибочность монетарной политики НБУ в течение последних 5 лет. Это требует неотложных мер по системного реформирования этих органов и их политики, разработки и реализации эффективной экономической стратегии, нацеленной на создание устойчивых основ ускоренного экономического роста Украины, - отметил Виталий Ломакович.

Справка
GROWFORD Institute - это независимый негосударственный Институт, который занимается стратегическими глобальными исследованиями в сфере экономики и финансов, оценивает системные риски и разрабатывает оптимальные пути экономического развития для стран, регионов и мира в целом. Приоритетом является исследование глобальных процессов, влияющих на Украину, оценка рисков и новых возможностей, разработка оптимальных путей для ее стремительного инновационного развития. Миссия GROWFORD Institute - формирование системного видения глобальных процессов и введение оптимальных экономических решений, которые выведут Украину на уровень развитых стран.

Теги