«Велике будівництво» Президента Владимира Зеленского длится уже более двух лет. Один из главных фокусов страны впервые в истории – на развитии инфраструктуры. До этого системным обновлением занимались лишь единичные регионы.Один из таких примеров – Днепропетровщина в 2015-2019 годах. За это время Днепропетровская облгосадминистрация под руководством Валентина Резниченко реализовала более 2000 инфраструктурных проектов.
Бизнесмен Юрий Голик в команде ОГА отвечал за строительство дорог, школ и садов. Сейчас он консультант всеукраинской инфраструктурной программы и распространяет опыт Днепропетровщины на всю страну.
О том, как «Велике будівництво» меняет Украину, Юрий Голик рассказал в интервью 11 телеканала.
Цель «Великого будівництва» состоит в том, чтобы украинцы чувствовали гордость. Ничего не делать и жаловаться, как все плохо – наша национальная черта. Хочется, чтобы люди гордо говорили: я из Днепра, у нас лучшие дороги, или я из Харькова, у нас лучший сквер, или я из Тернополя, у нас лучшая водная арена.
Мы добьемся того, что каждый гражданин будет гордиться своей страной. Каждый будет видеть – строятся новые дороги, школы, больницы, аэропорты. Как и во многих странах, у нас скоро появится национальный авиаперевозчик.
Важно также гордиться людьми, воплощающими в жизнь проекты «Великого будівництва». Они заслуживают такого же уважения, как наши учителя, военные и врачи. Именно они своими руками создают новую инфраструктуру Украины. Сейчас многие разные специалисты – от рабочих до инженеров – задействованы на строительстве школ, дорог и стадионов. Средняя зарплата на «Великому будівництві» – 20 тыс. грн, но есть и те специалисты, которые зарабатывают более 1000 долларов.
Сейчас наша страна – первая в Европе по темпам ремонта дорог. За последние два года ремонтируется больше дорожных покрытий, чем за весь период с 2008 по 2019 годы. Такие масштабы нуждаются в высококвалифицированных инженерах. Это не только о руках, но и о мозгах. Мозги всегда стоят очень дорого. Из-за высокого спроса на кадры в стране зарплаты строителей растут. Теперь бетонщик или арматурщик в Украине и Польше получают одинаково. Специалисты возвращаются из-за границы.
Только в этом году сделали 5000 км дорог Укравтодора, еще около 2,5 тыс. км местных дорог, а также более 260 искусственных сооружений. Сейчас можно доехать по идеально ровному покрытию от границы с оккупированной территорией в Станице Луганской до самой западной точки страны. Сделать это можно двумя разными дорогами: через Харьков и Киев. Можно проехать по Дороге «Єдності», отремонтированной к тридцатилетию независимости. Она также объединила восток и запад страны.
Объекты строятся по всей стране, но Днепропетровская область стала первой по темпам и масштабам «Великого будівництва». И это при том, что в области по вине экс-главы ОГА Александра Бондаренко фактически выпал 2020 год.
В 2021 году были сделаны трассы Днепр – Кривой Рог, Кривой Рог – Кропивницкий, Кривой Рог – Николаев, Днепр – Павлоград, Павлоград – Покровск в Днепропетровской и Донецкой областях. Закончился ремонт магистрали Кривой Рог – Запорожье в Запорожской области и начался в Днепропетровской. Дополнительно сделали около 250 км автодорог категории Т. Это кроме 100-200 км дорог областного значения, которые строит ОГА.
Наибольшее количество школ, садиков и стадионов в стране сделано именно на Днепропетровщине. В области были построены 3 сада в форме пчелиных сот. Сейчас по этому же проекту, но вдвое больше, строят садик в Ровно.
Окружение оказывает влияние на поведение детей и манеру преподавания. Ребенок не может 15 лет своей жизни проводить в каких-нибудь казематах. Новые, яркие, современные школы и садики делают детей счастливее. Это подтверждается статистически. В каждой реконструированной школе проходят два процесса: во-первых, уменьшается количество прогулов и, во-вторых, растет средний балл успеваемости.
Развиваем и спортивную инфраструктуру. В Днепре одним из важнейших проектов станет реконструкция спортивного комплекса «Метеор». Менее чем через два года это заброшенное здание превратим в современную арену. В Днепре появится место, где смогут играть баскетбольные клубы и хоккейная команда, там будут проводиться большие концерты.
Днепр стал частью проекта City Express по развитию пригородной железной дороги. Президент Владимир Зеленский анонсировал его начало в Киеве, потому что там загородное железнодорожное сообщение более развито, чем в других городах. Уже разработано технико-экономическое обоснование, в следующем году будет готов проект. И через год уже начнутся настоящие работы.
Суть проекта – связать большой город с городами-сателлитами. Сейчас многие из Бучи, Вышгорода и Ирпеня ежедневно ездят на машинах в Киев, что приводит к пробкам. Для того чтобы избежать этой проблемы, в городах-сателлитах появятся современные станции. До них можно доехать на автобусе, после чего сесть в удобный теплый поезд. Далее – с комфортом доехать до города, сесть в метро или другой автобус и попасть к месту работы. City Express будут пользоваться множество людей, ведь этот способ передвижения намного быстрее и экологичнее.
Обновленный аэропорт Днепра сможет стать третьим в стране после «Борисполя» и «Жулян». По последним оценкам, для его завершения требуется не менее двух лет. К концу следующего года окончатся строительные работы. Однако для запуска аэропорта требуется сертификация взлетно-посадочной полосы. До старта этого процесса еще 6-7 месяцев. Надеемся, что до конца 2023 года аэропорт заработает на полную мощность.
Строится множество мостов. На одной трассе Днепр – Павлоград их отремонтировали 16 штук. «Велике будівництво» охватило как небольшие сооружения, так и большие мостовые переходы. К примеру, в Запорожье завершается монтаж вантового моста. Цель «Великого будівництва» мостов – не дать им упасть. Большинство из них были построены еще в 40-50 годах. И с тех пор к ним никто не прикасался.
Команда экс-министра инфраструктуры Владимира Омеляна несколько лет назад во время ремонта дороги во Львовской области обновила мост, просто закатав его асфальтом. Летом этого года он упал. С 2019 года в Укравтодоре другой подход. Если ремонтируется дорога, мосты на ее протяженности обновляются капитально.
«Велике будівництво» комплексно меняет всю строительную отрасль. Применяются все более современные материалы, нормы оптимизируются, а государство начало вести нормальный диалог с бизнесом по регуляции. Приведу обычный пример. Украина раньше при строительстве использовала ресурсно-сметный метод. Это значит, что государство устанавливало для бизнеса четкие правила: какой техникой строить, когда вести работу, сколько платить работникам. Все эти детали определял не рынок, а правительство. И только когда Украина строила дороги за деньги мировых финансовых организаций (ЕБРР, Всемирный банк и т.д.), действовал другой подход, принятый во всех цивилизованных странах.
Законопроект, который изменит ситуацию, наконец-то одобрен во втором чтении. С весны будущего года мы перейдем на современную систему ценообразования. Это удешевит стоимость ремонта дорог и снизит бюрократизацию отрасли.
Президент Джо Байден в этом году запустил «Велике будівництво» по-американски. В планах реализовать инфраструктурные проекты на триллион долларов. Президент США справедливо считает, что пандемия внесла свои коррективы в экономическое развитие его страны и мира. Нужны какие-то стимулы, катализаторы, чтобы перезапускать экономику. И это удачное время для того, чтобы государство вкладывалось в инфраструктуру.
Когда Президент Зеленский заявил, что в разгар пандемии государство будет вкладываться в инфраструктуру, появились критики, говорившие обратное. На практике мировой опыт подсказал правильную стратегию борьбы с влиянием пандемии. Нужно делать налоговое стимулирование, компенсацию процентов по кредитам всему бизнесу, закрывшемуся из-за пандемии. Необходимо финансировать медицину, закупку вакцин. И также важно вкладывать в инфраструктуру. Это один из самых больших мультипликаторов.
Вклад «Великого будівництва» в ВВП страны уже в 2020 году был огромным. По мнению Нацбанка, доля программы в ВВП составила 1,8%. По мнению Киевской школы экономики, это 2,3–2,5%. По оценкам Ukraine Economic Outlook, вклад составил 3-3,5%. То есть если бы не «Велике будівництво», то падение ВВП в пандемийный год было бы более существенным.
Мы часто сталкиваемся с критикой от одних и тех же лиц. Почти всегда они надеются, что это придаст им какой-то политический вес, рейтинг. Это предыдущий Президент, критикующий действующего Президента. Это бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян, так и не достроивший гиперлуп. Но, правда, у него и с дорогами ничего не вышло. Одним из первых проектов «Великого будівництва» в 2019 году стала трасса Запорожье – Мариуполь. 70 км этой дороги Омелян возводил 3 года, мы же 130 км достроили за 68 дней.
Другим критиком является главный редактор сайта «Наши деньги» Юрий Николов. Слова критиков чаще всего оказываются манипуляцией. «Наши деньги» периодически пишут, что на каком-либо из объектов закупки осуществлялись по завышенной цене. При этом они ни разу не ответили, где можно найти эти материалы в промышленных объемах и с доставкой на объект по меньшей цене. Критиковать всегда легче, чем делать. Всем критикам достаточно выехать куда-нибудь за пределы Киева, чтобы увидеть и услышать от местных жителей, чего удалось достичь за время «Великого будівництва».