На данный момент правилами дорожного движения никак не регулируют присутствие на дорогах электротранспорта, среди которого электросамокат, гироборд, моноколесо, гироскутер, сегвей и прочие.
Однако это не отменяет того факта, что они ездят по улицам города и с ними нужно взаимодействовать. Корреспондент УНН пообщался с водителем автомобиля и с водителем электросамоката, чтобы понять, какая ситуация сейчас на дорогах: где должен ездить электротранспорт, мешает ли он кому-то и какими правилами руководствуются водители.
Общественный деятель и автомобилист Алексей Мкртчян не конфликтует с водителями электротранспорта, но убежден, что урегулировать их статус на дорогах необходимо.
“По самокатам — это полный треш, они никак не урегулированы, нигде не прописаны, люди без водительского удостоверения, без понятий этики и правил, выскакивают где угодно. Это проблема не только у нас в Украине, а также и в РФ, и в Белоруси, и в других государствах. Некоторые начинают урегулировать эти взаимоотношения... А пока, такой водитель — это новинка, которая вызывает скорее возмущение, чем одобрение”, — считает Алексей Мкртчян.
Однако он отмечает, что встретить водителя электротранспорта именно на дороге — пока редкость, но динамика есть.
“Помимо электросамокатов на дорогах уже и моноколеса, и скейты повыезжали. Если раньше раз в год кто-то выскакивал, то тепер — раз в неделю вижу какого-то нового „чудика“, назовем это так, на котором умудряються выскочить на дорогу”, — рассказал автомобилист.
Однако не смотря на все это, он считает, что такому транспорту место все равно на дороге.
“С моей точки зрения, транспортное средство, которое движется со скоростью выше 5 км/ч, а электросамокаты на сегодняшний день могут разгоняться до 20-25 км/, но есть уже и такие, что 60 км/ч едут. Я считаю, что им, однозначно, не место на тротуаре, потому что, если кого-то собьют даже на скорости 20-25 км/ч — травмы могут быть значительные”, — отметил Мкртчян.
По его мнению, градация должна быть по скорости движения транспорта. Электротранспорт с предельно низкой скоростью может перемещаться по тротуару, а с более высокой скоростью — по дороге, но такой участник дорожного движения должен быть заметен или иметь как минимум шлем.
“Я видел водителя самоката, который ехал на скорости 40-45 км/ч. Это на уровне самоликвидатора для меня. Потому что, как можно с такими колесиками по нашому разбитому асфальту ехать? Это же не велосипед, у которого большие колеса. В общем, на таких колесах многого не надо, чтобы упасть”, — считает автомобилист.
В свою очередь, хозяин электросамоката Тарас считает, что может ездить как угодно, ведь движение на таком транспорте никак не регулируется.
“Езжу как мне удобно и как безопасно. Когда нормальная ровная дорога — выезжают на дорогу, а когда какие-то пробки — то я на тротуар. Ведь у нас это никак не регулируется, по крайней мере, мне никто ничего не говорит”, — рассказал Тарас.
Хозяин электросамоката относит свой транспорт скорее к велосипеду, если нужно понимать, как ехать. И в то же время считает себя пешеходом. Его электросамокат весит 27 кг и развивает скорость до 60 км/ч, поэтому ему удобно и на тротуарах, и на дорогах.
На вопрос корреспондента, что пешеходы думают о такой скорости, отвечает, что еще никого не сбивал.
“Было, что меня машина, раз подрезала, когда я переезжал выезд с дороги. Это не моя проблема, ведь если бы я был пешеходом, такое тоже могло случиться”, — считает самокатчик.
Тарас катается без шлема, но был бы не против регулирования его транспорта в ПДР — только если это не отразится на скорости. Тот факт, что ездит и по дороге, и по тротуару, он объясняет тем, что сейчас не достаточно велодорожек в Киеве, в отличие от Львова, куда он недавно переехал.
Мнения автомобилиста и хозяина электротранспорта подтверждает правозащитник Владимир Караваев
“На самом деле, ситуация радует тем, что Украина сейчас ничем не отличается от европейских стран. В Европе это тоже большая проблема, и они тоже не знают как ее решать. Для нас теоретически могло бы быть решением — разрешить движение всем двухколесным транспортным средства по полосе общественного транспорта”, — считает эксперт.
Однако он отмечает, что это в будущем, так как сейчас это не безопасно.
“А вот когда появится автоматическая фиксация, и будут знать, что выйдешь на полосу общественного транспорта — и тут же получишь письмо счастья. Вот тогда можно рассматривать вопрос, чтобы двухколесных запускать на полосу общественного транспорта. И то, надо подходить очень тщательно, потому что реальная угроза человеку, который движется по проезжей части — все равно всегда существует. Это можно сравнить с велосипедистами. Мы говорим о том, что велосипедисты должны знать ПДД. О том, что велосипедиста могут просто не увидеть на дороге. Мы предлагали велосипедистам как-то себя обозначить в транспортном потоке”, — рассказал Караваев.
Так, по его мнению, для решения вопроса нужна дискуссия и волеизъявление Кабинета Министров, где подобные проекты зарождаются и принимаются.