С первого сентября - в виртуальные школы, парламентарии планируют внедрить дистанционное обучение.
Уроки дома за компьютером, онлайн график занятий, проверка знаний только в письменной или тестовой форме и отсутствие тетрадей. Большинство родителей против такого образования. На сайте петиций организовали голосование. Чтобы не внедряли изменения, до конца августа нужно собрать 25 тысяч голосов. Первый опыт онлайн образования мы уже получили в карантин. Какие преимущества и недостатки увидели и родители, и ученики, и учителя, передает 34 Канал.
Впервые за три года обучения, перед летними каникулами, девятилетний Станислав начал жаловаться маме, что хочет в школу. Мол, из-за карантина - друзей и одноклассников не видел более чем четыре месяца.
«Я скучаю по своей учительнице и по моим друзьям, которые у меня в школе», - говорит школьник Станислав.
Когда мама узнала, что с первого сентября могут восстановить дистанционные занятия - начала нервничать. Потому что точно знает - ее мальчик, как и она, такой форме обучения не обрадуется.
«Он становится не таким социальным, он не общается со сверстниками, это не влияет положительно на развитие ребенка.
Они и так связаны с компьютером и имеют мало живого общения в жизни», - утверждает мать школьника Анна Герасименко.
Законопроект об онлайн-обучении ждет подписи президента. Повлиять на его решение возможно. На сайте петиций уже голосуют те, кто против таких занятий. Если до конца августа не наберется 25 000 подписей - дистанционке быть. Родительский комитет и учителя бьют тревогу. Потому что первый опыт, говорят - оставляет желать лучшего.
Три месяца карантинных учений для учителя - это овладение онлайн-платформ, визуализация уроков и домашних заданий. Например, в обычные дни преподаватель информатики Андрей Иванов готовится к уроку более часа. Чтобы отработать 45 минут онлайн - материал собирает и изучает в течение 4-5 часов. И так три раза в неделю.
«Для того, чтобы подготовить такой урок, надо было на много больше времени, чем на обычный урок. И некоторые учителя, им приходилось работать до 10-11 вечера», - утверждает учитель информатики Андрей Иванов.
Карантинное образование для школьников - это проблемы со зрением и дефицит живого общения, говорят родители. И действительно, по пять-шесть занятий онлайн. А это где-то четыре с половиной часа за экраном компьютера. После - домашка в электронных редакторах и приложениях. Это еще два-четыре часа. Дальше - игры, социальные сети и другие развлечения в интернете.
«Он становится не таким социально, Он не общается со сверстниками», - уверяет мать школьника Анна Герасименко.
Пустые парты, камеры и учитель в классе. Такую картину через экраны гаджетов в карантинные будни ежедневно видели все школьники Украины.
Камеры для учителей и договоренности с телевидением о трансляции уроков - это уладили быстро и без заминок. Вот только единой электронной базой, где дети могли бы учиться, общаться с учителем и обмениваться информацией, до сих пор нет. Поэтому педагоги, например, 21-й школы вынуждены были протестировать около 20 приложений для онлайн-связи со своими подопечными.
Не менее важной стала проблема с дефицитом интересных источников: видео и презентаций - без них онлайн-уроки были сухие и скучные, говорят родители.
«У детей, которые хотят учиться самостоятельно, просто отсутствует какая-то база. Вообще такую среду, где бы ребенок зашел и увидел, где эта тема, вот тебе видео, вот тебе тесты, ты сел почитал и разобрался. Фактически все свелось к учебнику. А у нас учебник, который можно озвучить и задачи давно уже есть в интернете», сказала сопредседатель ОО «Родители СОС» Елена Бондаренко.
В ход пошли те же старые учебники. По которым самостоятельно учиться тем более неинтересно. Дети начали терять интерес к урокам. Так, успешность сына Анны за три месяца существенно упала.
«Ребенок потерял интерес к обучению, ему сейчас не заходит эта информация, Он любит классику, сходить в школу», - утверждает мать ребенка.
Не лучше ситуация с обратной связью между ребенком и педагогом. Чтобы задать вопрос учителю онлайн - к компьютеру надо присоединить микрофон. Многие ученики его не имели. Более того - у некоторых не было интернета.
«Были такие, я могу честно сказать, что у них нет возможности подключения интернета», - делится учитель информатики Андрей Иванов.
Обеспечение школьников интернетом - ключевая проблема в онлайн-образовании. Чиновники задумали бесплатно провести сеть льготной категории детей. По единой онлайн-платформы - ее планируют создать к 1 сентября.
«Для того, чтобы сработала смешанная форма обучения - нужно позаботиться об электронных платформах, без электронных платформ, ни одно учреждение не сможет проводить смешанную форму обучения», - считает Юлия Гришина, член комитета по вопросам науки, образования и инноваций.
И даже если технические проблемы до начала учебного года решат - подводных камней в новой системе еще очень много. Первый вопрос, который задают родители - на кого оставлять детей, когда вся семья работает по полному графику? Особенно это касается школьников младших классов.
«Сейчас такое время, что все пытаются заработать. Все родители работают по пятидневке. Очень неудобно следить, выполняет ли ребенок задание. А в школе то они на продленке и этим там занимаются», - утверждает Анна Герасименко.
А вот третьекласснику Кириллу с уроками помогает мама. Татьяна работает удаленно. Чтобы уделять больше внимания сыну, на дистанционное обучение перешли еще в прошлом году. Уверяет, плюсов - множество.
«Во-первых в период сезонных заболеваний мы не болеем. Мы обучаемся в комфортной обстановке это и удобный формат занятий с репетитором. Наша семья может свободно планировать путешествия, соблюдать домашнее питание», - отмечает Татьяна Бережная, мать ребенка, который учится дома.
А еще - нет ограничений во времени и пространстве. Это главное преимущество онлайн-уроков, по мнению учительницы Татьяны. Девушка несколько лет проводит дополнительные занятия по украинскому языку онлайн. Говорит, они не привязывают ребенка к определенной школе по месту жительства.
«На самом деле это очень расширяет границы. Дети могут менять место жительства, не тратя время на проезд куда-то», - заверяет преподавательница Татьяна Сагайдак.
Кроме того - домашнее питание, экономия средств - когда не приходится платить за школьную столовую и сдавать деньги в фонд класса. Но по сравнению с тем, что говорят психологи, это мелочи. Отсутствие детского сада или школы в жизни ребенка - прямой путь к психическим расстройствам. Школьникам, особенно младших классов, уверяют, полезно выходить из зоны комфорта и общаться со сверстниками. Школа воспитывает самостоятельность, приспосабливает к определенным неудобствам и очень закаляет характер.
«Это будет серьезный стопор для социализации. Отсутствие садика для ребенка - это уже огромный минус к его социализации. Если к этому еще прибавится отсутствие школы - это будет просто глобальный провал. Мы получим фактически искусственно созданную социопатию», - утверждает психолог Максим Рэуцкий.
Чтобы не вызвать возмущение в обществе, в Верховной Раде заговорили о смешанной системе образования. Когда обучение будет доступно как на очной, так и на дистанционной основе.
«Задача власти - сделать максимально все, чтобы дети, чьи родители хотят, чтобы они учились классически - имели такую возможность. Потому что ни говори - это более качественное образование», - говорит член комитета ВР по вопросам бюджета Алексей Гончаренко.
Даже если петиция об отмене дистанционки не наберет 25 тысяч голосов - классическое образование полностью не уберут.
«Очень важно выбирать. Предмет изучать дистанционно, а который очно. И дать возможность школам решать - в какой форме начинать обучение. Надо четко сделать регламент. Что этот урок можно сделать дистанционно, что этот урок надо сесть за парту и повторить», - подчеркнул самый молодой директор школы в Украине Дмитрий Ламза.
Поэтому будет существовать список предметов, которые будут преподавать исключительно онлайн и отдельный перечень дисциплин, на которые надо будет ходить в школу. Главной целью учителя уже будет не оценивания учеников, а взаимодействие с ними. Писанины будет вдвое меньше. Постепенно уйдут в прошлое бумажные дневники и журналы.