Украина – космическая держава, но с подтверждением этого статуса возникают проблемы. Ракетостроительная отрасль страны явно нуждается в серьезных реформах.
«Морской старт» – проект, вызвавший в свое время немало оптимизма в Украине. В далеком 1995 году участие в нем было свидетельством того, что страна по-прежнему остается одним из лидеров международного космического рынка. За прошедшие десятилетия утекло много воды. Сегодня «Морской старт» воспринимается украинским руководством не иначе как очередная назойливая проблема.
История программы «Морской старт»
Идея плавучего космодрома не была оригинальной на момент старта проекта в 1995 году, хотя начинание подавалось как революционное. Первый подобный объект, итальянская платформа «Святой Марк», появился возле берегов Кении еще в 1964-м и проработал до 1988 года. Разместить новую площадку для запуска космических аппаратов решили в Тихом океане, по соседству с островом Рождества.
Участниками программы стали американская, норвежская, российская и украинские компании – Boeing, Kvaerner, «Энергия», «Южмаш» и «Южное», соответственно. Украинцы отвечали за поставку ракет-носителей «Зенит-3SL», норвежцы – за создание платформы, американцы с россиянами – за финансирование, технологии и логистику.
Сотрудничество успешно продолжалось на протяжении без малого тринадцати лет. В 2008 году предприятие стало убыточным, вследствие чего партнеры вскоре объявили о банкротстве организации. Формально программу не закрывали до 2014 года, хотя запуски не проводились уже несколько лет.
Первоначальный проект прекратил существование по естественным причинам. К концу «нулевых» увеличилось количество стран, активно развивающих космическую отрасль. Возросла конкуренция со стороны частных компаний. Предлагаемые условия стали менее привлекательными для заказчиков, тем более на фоне роста количества неудачных запусков. Повлиял и общемировой экономический кризис.
Россия до последнего цеплялась за проект, выкупив в 2010 году 95% акций предприятия. Значительная роль по-прежнему отводилась украинским компаниям, но события 2014 года заставили пересмотреть возможность дальнейшего сотрудничества с представителями РФ. Россияне до конца демонстрировали «непонимание» ситуации, сетуя на необязательность партнеров. Несмотря на гордые заявления о том, что их предприятия могут самостоятельно разработать любую технологию, они почему-то продолжали настаивать на участии украинцев.
Известно, что директор КБ «Южное» А. Дегтярев – человек, не отличающийся особой щепетильностью в финансовых вопросах. В 2017 году он с удовольствием поучаствовал в схеме, позволяющей поставлять ракеты-носители россиянам в обход всех государственных запретов. Если бы не вмешательство П. Порошенко, важнейшее с точки зрения государственной обороны предприятие сегодня с успехом бы обслуживало представителей страны-агрессора.
Украина–Россия
Выход из проекта «Морской старт» принес Украине серьезные материальные проблемы. Речь идет о $193 млн долга перед американской Boeing, образовавшегося в результате процедуры банкротства программы. Украинскую сторону обвинили в невыполнении контрактных обязательств, а суд подтвердил правоту истца. Этот долг был погашен российским холдингом S7 Group по итогам покупки «Морского старта».
S7 Group планировала вернуть расходы за счет поставок ракет «Зенит». Их хотели собирать на территории США, чтобы обойти взаимные российско-украинские санкции. Отмена договора снова поднимает вопрос $193 млн. Впрочем, в кулуарах поговаривают, что Дегтярев с друзьями-россиянами не опустили руки, а продолжают активно искать новые форматы сотрудничества.
СМИ и должностные лица РФ любят поговорить о том, что сотрудничество с Украиной – благотворительность с их стороны. Дескать, они милостиво разрешают покупать свои товары и в убыток себе приобретают ненужный хлам у соседа, чтобы он окончательно не помер. Особенно часто такие разговоры звучат при обсуждении космической отрасли.
Что же мы имеем на самом деле? У российской стороны действительно есть альтернатива «Зенитам». Это ракеты-носители «Союз-5», отличающиеся даже более впечатляющими характеристиками. Но есть одно но. Первое испытание данного летательного аппарата запланировано на 2024 год. И это при условии, что реализация программы будет проводиться с японской оперативностью и тщательностью, во что верится с трудом.
Получается, как минимум в ближайшие несколько лет реализация проекта «Морской старт» невозможна без украинских ракет-носителей. Россияне могут сколько угодно бравировать выдающейся космической историей, но на практике до сих пор реально зависят от «никчемного» соседа. Отсюда и постоянные «руки дружбы» в украинскую сторону.
КБ «Южное»: история неуспеха
Все вышесказанное никак не отменяет того факта, что украинское космическое ракетостроение сегодня находится в упадке. Крупные проекты с участием КБ «Южное» регулярно проваливаются, зачастую с крупными международными скандалами. Достаточно вспомнить громкие разбирательства с бразильцами по ракете «Циклон-4». Ее старт так и не состоялся, вследствие чего пришлось выплачивать солидную компенсацию.
За десять лет руководства А.Дегтярева КБ «Южное» так и не смогло разработать современный ракетный комплекс, в котором так нуждается украинская армия. Проекты сменялись один за другим, забирая у бюджета десятки миллионов долларов, но ни один так и не был доведен до конца. Также следует вспомнить многочисленные неудачи со спутниками «Січ» и «Либідь-1».
На протяжении последних лет КБ «Южное» – стабильно убыточное предприятие. Можно справедливо сетовать на недостаток финансирования, но факт остается фактом: регулярно получая деньги из бюджета, бюро провалило все стратегически важные программы. При этом Александр Дегтярев вошел в топ-5 самых высокооплачиваемых менеджеров госпредприятий по итогам 2019 года.
Сегодня украинцы возлагают большие надежды на закон о частном космосе, принятый в конце прошлого года. Ожидается, что уже в скором времени у «Южного» появятся реальные конкуренты, способные обеспечить заказами крупнейший завод отрасли – днепровский «Южмаш», годами пребывавший в полной зависимости от «старшего брата».
Это предприятие – давняя «голубая мечта» Дегтярева, жаждущего подчинить его своему КБ. Он прикладывал много усилий, чтобы завод оставался в плачевном состоянии, но, похоже, все старания пошли насмарку. Может теперь, вместо интриг и личного обогащения, настало время подумать о том, как улучшить ситуацию в родном конструкторском бюро?