Свобода для украинских самолетов переносится

Опубликовано Гость - пт, 16/10/2020 - 10:46
самолет

Европа пообещала, что окончательно подпишет соглашение об открытом небе в начале 2021

Саммит Украина - ЕС, который недавно состоялся, к сожалению, так и не поставил точки в вопросе окончательного подписания соглашения об открытом небе. На это надеялся и Президент Украины Владимир Зеленский, и украинские эксперты. Перед самой встречей стало известно, что такое соглашение не готово в частности из-за того, что продолжается Brexit.

Впрочем, будто лидеры ЕС заверили руководителя Украинского государства, что такой документ будет точно подписан в начале 2021 и эта отсрочка последняя. Напомним, что переносили подписания этого важного документа в последние годы уже не раз, потому что этот путь был начат еще в декабре 1999 года. И многие правительства и руководители брали на себя обязательства заключить соответствующее соглашение. Однако не суждено.

«Урядовый курьер» выяснял все плюсы и минусы открытого неба для Украины, ее авиационной отрасли и рядовых граждан.

Как считает вицепремьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина, подписанием такого соглашения Украина и ЕС открывают друг для друга рынки авиаперевозок, а украинские компании получают расширенный доступ на европейский рынок.

«Все внутренние рейсы в Украине будут отвечать тем же стандартам безопасности, как и любой рейс на территории ЕС, и соответственно конкуренция повлияет на цену в сторону понижения. Потому выбирая, как добраться в ту или иную часть Европы или Украины, мы чаще выбирать тот рейс, который дешевле », - добавляет она.

Ольга Стефанишина уверена, что такое соглашение можно подписывать частями. Здесь она приводит пример Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, какую именно так и подписывали.

По мнению заместителя руководителя Офиса Президента Украины Игоря Жовквы, подписав такое соглашение, Украина возьмет на себя обязательства гармонизировать свое законодательство в области безопасности полетов, организации воздушного движения, защиты окружающей среды с европейским.

«После полной имплементации данного соглашения (а на это уйдет, пожалуй, несколько лет) европейские перевозчики будут иметь неограниченные возможности и права на выполнение перелетов внутри Украины, а также между аэропортами нашего государства и ЕС. Украинские перевозчики будут иметь такую ​​же возможность по выполнению перелетов между нашей страной и ЕС и между странами-членами европейского сообщества », - считает он.

По словам господина Жовквы, все эти меры позволят установить сильную цивилизованную конкуренцию на рынке авиаперевозок, что будет способствовать существенному снижению цен на авиабилеты для пассажиров.

Цены не упадут

По сути, последний фактор - снижение цен на авиабилеты для рядовых граждан - главное в соглашении об открытом небе. Однако не все эксперты считают, что так будет.

Как заявил «Правительственном курьеру» глава авиационного комитета Торгово-промышленной палаты Украины Виталий Портянко, именно этого и не произойдет.

«Цены на авиабилеты не будут снижаться по крайней мере еще не один год. Во-первых, кресел в самолете много, но они не всегда бывают заполненными. Во-вторых, из-за коронакризиса и различных экономических трудностей, постигших нашу страну, пассажиров будет мало, они будут экономить, откладывая перелеты и турпоездки на лучшие времена. Мы находимся сейчас в турбулентной зоне: по прогнозам экспертов, пассажиропоток на внутренние и международные рейсы в Украину снизится до уровня 2009 года. Считаю, что он упадет до уровня 1996. То есть, летать будут единицы », - отмечает эксперт.

С ним солидарен аналитик рынка Александр Ланецкий, который считает, что цены на внутренние перелеты никогда не снизятся, потому что даже с нынешними тарифами перелеты убыточны. Есть примеры зарубежных компаний, которые выходили на внутренние линии и затем закрывали их в связи с нерентабельностью и недостатком пассажиропотока. Он уверен, что украинские авиакомпании потеряют прибыльные рейсы и не смогут конкурировать с европейскими авиакомпаниями. Эксперт подтверждает это мнение тем, что у европейских конкурентов гораздо больше возможностей снижать цены благодаря масштабной деятельности и государственным дотациям. Конечно, в Украине такого нет.

Однако, с другой стороны, сильный украинский перевозчик, например МАУ, после подписания соглашения об открытом небе может работать и на внутренних линиях других европейских стран, и думается, вполне может выдержать там конкуренцию. Или на международных авиалиниях.

Преимущества от подписания соглашения об открытом небе очевидны в европейских странах. К этому документу присоединились в свое время немало новых европейских государств, к примеру Албания или Северная Македония. Гармонизация правил, здоровая конкуренция и разрешения о свободном труде в любой стране Европы - это большие преимущества такого соглашения. Страны Европы и их авиационные компании уже давно это поняли.

И не обязательно будет так, что украинские компании не выдержат испытания временем и свободной конкуренции. Наоборот, это даст им толчок к дальнейшему развитию. Правда, не следует забывать, что на Западе развитию авиационной отрасли и авиаперелетов немало помогает государство. Так должно быть и в Украине.