
Владельцы карт больше не являются виновными в любых пропажах со счетов, как это было во время действия постановления Нацбанка №705. На прошлой неделе НБУ заменил этот документ новым, — постановлением №382 — который полностью меняет расстановку сил: теперь не человек должен оправдываться, что он не виновен в краже денег (из-за того, например, что дал кому-то попользоваться своей карточкой другому), а банк обязан доказать вину своего клиента.
Если банк ничего не смог доказать — обязан до копейки компенсировать человеку все украденное мошенниками. Так разъяснил для UBR.ua требование нового постановления центробанка старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец: им Нацбанк обязал финучреждения исключить из договоров об использовании электронных платежных средств требования о безусловной ответственности пользователя карты за ненадлежащий перевод.
По словам юриста, благодаря новому требованию, люди смогут найти управу на самый упертый банк. Если финучреждение безапелляционно откажется человеку возмещать украденное мошенниками, то это поможет сделать суд. Суду будет достаточно постановления НБУ №382, и он примет решение по простому принципу в пользу человека: не доказал вину владельца карты — верни ему украденное со счета.
"Даже при наличии хоть каких-то прописанных в постановлении №705 правил разделения ответственности банка и клиента на случай незаконной утраты средств, банки зачастую их игнорировали и в договорах карточного обслуживания снимая всю ответственность с себя, если клиент не докажет, что он не осуществлял действий, способствующих краже. Благодаря новому решению НБУ, подобной возможности банки лишаются. Это автоматически повышает их ответственность за подобные операции. Теперь банк не сможет сказать — доказывайте свою невиновность сами. Он становится активным участником доказательного процесса", — подтвердил Ростислав Кравец.
Одновременно эксперты отмечают, что банки должны были изменить подход еще год назад.
"Разделение зон ответственности НБУ прописал еще осенью 2015 года в постановлении № 705. В разделе 6 п.п. 6 и 9 подобные формулировки, менее конкретные, содержались. Банки должны были еще тогда привести в соответствие всю договорную базу в части спорных ситуаций. Теперь НБУ, особо акцентировал внимание банков на том, что клиент не должен нести полную ответственность. Это главная новация", — подчеркнул UBR.ua начальник управления развития карточных продуктов Коммерческого индустриального банка Александр Дидешко.
В ближайшее время банкам придется вписывать новое правило в карточные договоры с клиентами. Если финансисты этого не сделают, и люди пожалуются в Нацбанк, то вполне могут лишиться лицензий на эмиссию платежных карт, допускает директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов