На топливном рынке Украины сложилась тревожная ситуация – уже через месяц может возникнуть нехватка "дизеля" и сжиженного газа. В преддверии старта посевной кампании, когда спрос на топливо резко возрастет, автовладельцы могут столкнуться с повышением цен или даже дефицитом.
Директор Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн обнародовал свои прогнозы о возможных сценариях развития событий на топливном рынке Украины.
По подсчетам Куюна, Украине в апреле может хватить дизтоплива, если по морю в страну зайдет еще 150 тыс.т, а в мае эта потребность составит 300 тыс.т. А вот по поводу сжиженного газа он обрисовал пессимистический сценарий.
Согласно его прогнозу, на этот вид топлива цены увеличатся, но он воздержался от оценок, на сколько именно.
Россия дыру закрыть не поможет
У гендиректора сети АЗС SunOil Леонида Косянчука своя точка зрения. Он раскритиковал действия властей, в результате которых из оптового сегмента был исключен "мощный импортер дешевого дизельного топлива" – Proton Energy.
Эта компания ежегодно завозила в нашу страну более 1,7 млн т дизтоплива и 400 тыс. т сжиженного газа.
"Это довольно значительный объем, который оперативно найти на спотовом рынке не так уж и просто", – заявил он в комментарии. для UBR.ua.
В то же время новый импортер "Коралл Энерджи" пока не получил соответствующих разрешений от Минэкономики РФ. "И у меня нет уверенности, что это произойдет в ближайший период – вряд ли РФ имеет цель помочь Украине компенсировать эту "дыру" в балансе накануне посевной кампании" – выразил сомнения Косянчук.
Он подверг критике действия чиновников, которые "не предусмотрели никаких компенсационных мер накануне принятия решения о санкциях".
"Возможно, до конца апреля, рынок еще продержится на предыдущих запасах, однако уже в мае, если не будет разрешения "Коралл Энерджи" на экспорт дизтоплива и сжиженного газа в Украину, рынок ожидает дефицит дизельного топлива и сжиженного газа, что, безусловно, приведет к ценовой турбулентности", – спрогнозировал гендиректор SunOil.
По его словам, рынок Украины "достаточно диверсифицирован по источникам поступления нефтепродуктов".
Как показали прошлые годы, завезти до 300 тыс. тонн дизельного топлива в порты Черного моря вполне возможно. "Но дальнейшая его транспортировка к потребителям по железной дороге – пожалуй, едва ли не основная проблема на сегодня", – констатировал он.
Леонид Косянчук отметил, что уровень ценовой "турбулентности" во многом будет зависеть от ловкости и оперативности действий импортеров.
Остановка НПЗ Беларуси на планово-предупредительные ремонты – не основная причина возможного дефицита дизельного топлива и сжиженного газа. Это "лишь сопутствующий отягощающий фактор".
"Свободного ресурса может и не хватить. Не думаю, что кто-то сейчас в состоянии назвать конкретные цифры возможного роста цен. Будем решать проблемы по мере их поступления, как всегда", – подытожил гендиректор сети АЗС SunOil.
Чем дальше от моря, тем дороже
Совладелец сети KLO Игорь Чернявский в разговоре с UBR.ua озвучил свои прогнозы по развитию ситуации в сегменте дизтоплива и сжиженного газа.
По его словам, если Беларусь не будет исключена из числа поставщиков дизтоплива, то проблем в Украине не будет. Если наоборот – будет исключена – то "все еще останется, хоть и не так много, поля для маневра".
"Через море Украина в состоянии завезти достаточное количество дизельного топлива. Сколько нужно, столько и доставят. Возможности по перевалке грузов через наши порты достаточны", – уверен он.
По его словам, "с бензинами тоже никаких проблем" не возникнет. Сделав при этом оговорку – если мировая конъюнктура на нефть не изменится.
Он отметил, что с ноября прошлого до февраля текущего года нефть подорожала на 70%. То есть если цены на нефть останутся предсказуемо стабильными, то на стоимость бензина будет влиять только логистика.
В Киев, привел он пример, завозятся нефтепродукты со стороны северной границы с Беларусью. Если же поставки пойдут от морских портов страны, то чем дальше от них расположены регионы, тем дороже там будет стоимость бензина.
"Дефицит газа будет большой, как Украина его преодолеет – я даже не знаю", – перешел к важному сегменту рынка Игорь Чернявский. По его словам, необходимое для замещение российского газа количество не может быть перевалено через морскую инфраструктуру.
Никто не сможет в украинских портах "слить" больше, чем 20-30 тыс. т сжиженного газа, тогда как нужно 100 тыс. т.
Поэтому, предположил Чернявский, в течение двух ближайших месяцев цена на газ для автовладельцев может подорожать на 5 грн/л.
В 2012 году, когда популярность автогаза начала возрастать, его стоимость была ниже в два раза ($200-250/т), чем бензина ($500/т).
"На сегодняшний день газ имеет или такую же самую цену, как бензин, или даже больше", – констатировал он.
Это произошло вследствие следующих факторов. За растаможивание тонны бензина нужно уплатить 213 евро, а за газ – 52 евро. Таким образом этот вид топлива получился "намного дешевле". Но страна недополучила акцизный сбор, отметил Игорь Чернявский.
Также эксперт объяснил, почему сложно хранить запасы сжиженного газа. По его словам, чтобы построить мощности для хранения одной тысячи тонн топлива (дизеля или бензина), необходимо $200 тыс., а для газа – нужно будет $1,5 млн.
Источник: ubr.