Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ), входящий в корпорацию "Укравто", возобновивший выпуск автомобилей в 2020 году, продолжит его и в 2021 - как ранее, так и сейчас, благодаря поставкам готовых машинокомплектов из России
На корейские седан Kia Rio и кроссовер Kia Rio X отечественный производитель возлагает большие надежды, рассчитывая, что в 2021 году эти авто войдут в "десятку" популярнейших в Украине.
Преимущества и недостатки Rio
В феврале ЗАЗ объявил о начале выпуска седана Kia Rio и кроссовера Rio X - автомобили будут производиться методом крупноузловой сборки, а поставку машинокомплектов для них обеспечит завод Hyundai, расположенный в Санкт-Петербурге.
Бренд корейского концерна стал третьим, с которого ЗАЗ начал восстанавливать автомобилестроение. В сентябре 2020 года, после возбуждения дела о банкротстве в 2018 году и двухлетней паузы в изготовлении легковых машин, запорожское предприятие объявило о старте крупноузлового производства автомобилей из машинокомплектов московского завода группы Renault.
За без малого 4 месяца до конца 2020 года компании удалось выпустить 816 легковых автомобилей (данные ассоциации "Укравтопром"). Только часть из них пришлась на разрекламированный купе-кроссовер Renault Arkana, остальные - модели бренда Lada российского "АвтоВАЗа", входящего с Renault в один автомобилестроительный альянс Renault-Nissan-Mitsubishi.
На 2021 год "Укравто" получили от группы Renault заказ на выпуск тех же моделей, которые собирались там в прошлом году - помимо Arkana, это Lada Vesta, Granta, Largus, Niva и X-Ray.
Однако в целом ЗАЗ возлагает на корейскую новинку большие надежды. Денис Румянцев, глава официального дилера Kia в Украине, входящей в "Укравто" компании "Фалькон-Авто", отметил, что они рассчитывают вхождения в топ-10 лидеров украинского рынка и седана Rio, и кроссовера Rio X. Теоретически, для таких заявлений есть основания.
В отличие от Arkana, - которая заняла уникальную нишу купе-кроссоверов бюджетного сегмента с ориентацией на молодых городских автолюбителей, не имеющих средств, чтобы купить купе-кроссоверы премиальных брендов BMW или Mercedes, - недорогой седан Rio имеет более широкую потенциальную аудиторию.
Однако этот "плюс" перечеркивается высокой конкуренцией в сегменте, объяснили эксперты.
"Хотя сама по себе модель Rio и очень неплоха, но в сегменте недорогих седанов уже есть Renault Logan, Ravon R4, Hyundai Accent, не говоря уж о Citroen C-Elysee и Peugeot 301", - отметил в комментарии один из экспертов рынка на условиях анонимности.
Технические характеристики седана Rio и перечисленных конкурентов схожи. "Кореец" имеет 4 комплектации, но по основным параметрам есть две версии:
- в базовой комплектации – шестиступенчатая коробка передач, двигатель объемом 1,4 л, мощность в 100 л. с. и максимальная скорость – 185 км/ч;
- в усовершенствованной – двигатель объемом 1,6 л, мощность - 123 л. с., максимальная скорость - 193 км/ч.
Если у Renault Logan возможности скромнее (базовая версия: двигатель - 1 л, 73 л. с., максимальная скорость - 161 км/ч), то другие "французы" - Citroen C-Elysee и Peugeot 301 - практически не уступают Rio.
В базовой версии двигатель моделей имеет объем 1,2 л, мощность 82 "лошадок", максимальную скорость - 160 км. В усовершенствованный - двигатель 1,6 л, мощность 115 л. с., максимальная скорость - 188 км/ч.
При этом в "Укравто" одним из главных преимуществ новинки считают адаптацию под сложные дорожные условия: усиленную ходовую часть, антикоррозийную и антигравийную защиту, дополнительную шумоизоляцию, а также повышенный клиренс.
Дорожный просвет у Rio составляет 160 мм, в то время как у Citroen C-Elysee и Peugeot 301 - 146 мм, а у Renault - 145 мм. Правда, еще одно преимущество модели, отмеченное в пресс-релизе "Укравто", - багажное отделение в 480 л, - уступает как "Логану", так и седанам Peugeot и Citroen (510 и 506 л соответственно).
Все это в значительной степени нивелируется ценовой разницей между Kia и конкурентами. Даже базовая комплектация корейского седана стоит дороже, чем усовершенствованные C-Elysee и Peugeot 301 (427 тыс. грн против 405 тыс. грн), не говоря уже про менее мощный Logan, самая дорогая версия которого стоит 433 тыс. грн против 504 тыс. грн у Rio.
Главное нарекание опрошенных экспертов вызвала не сама по себе цена модели, но в большей степени – ее необоснованность.
"Обычно преимущество авто при выходе на рынок в этом сегменте – невысокая цена. А с учетом происхождения машинокомплектов - это условие было бы основным, если не единственным", - считает один из экспертов.
Российское происхождение основы для сборки автомобилей ЗАЗа отметил и генеральный директор информационно-аналитической группы Auto-Consulting Олег Омельницкий.
"Очень удивляет, что, несмотря на то, что автомобиль фактически поставляется к нам с минимальными налогами, его стоимость значительно выше, чем на российском рынке. Скорее всего, речь идет о довольно высокой маржинальности для данной модели, которую закладывает дистрибьютор", - отметил он.
Омельницкий пояснил, что цена Rio в Украине должна была хотя бы приближаться к ее розничной стоимости в РФ - ведь машинокомплекты закупаются запорожским заводом по цене, которая закладывается при выпуске модели в Санкт-Петербурге.
В России базовый комплект нового Rio составляет $11,6 тыс. (859 990 тыс. рублей), гривневая цена машины в Украине эквивалентна $15,5 тыс. (427 тыс. грн).
Впрочем, основную конкуренцию седану составят даже не более дешевые "Логаны" и "Пежо", а подержанный рынок, считают эксперты.
"На б/у рынке - колоссальный выбор автомобилей в цену $15 тысяч. Сами подумайте, что выберет среднестатистический покупатель: седан российского происхождения, за сборку которого в Украине к цене добавили $5 тысяч, или кроссовер 2015-2016 года из США?", - задается риторическим вопросом один из них.
Верна ли ставка на заводы РФ
Кроссовер Rio X - во всяком случае, по основным характеристикам, - выглядит не более привлекательно в сравнении со своими конкурентами, нежели седан Rio со своими.
"Кореец" имеет в базовом варианте практически ту же заявленную стоимость, что и стандартный Renault Duster (454 тыс. грн против 456 тыс. грн у французской марки), однако уступает ему в мощности (100 л. с. при 1,4 двигателе по сравнению с 1,6 л и 115 л. с. у "Дастера"), и даже высотой дорожного просвета (195 мм против 210 мм) - клиренс, напомним, указывался, как одно из главных преимуществ адаптированной под сложные дорожные условия модели российской сборки.
Относительно того, верную ли стратегию восстановления производства выбрал ЗАЗ, сотрудничая с российскими компаниями, мнения экспертов разделились. Олег Омельницкий считает, что данный метод сборки "больше напоминает шиномонтаж".
"Я бы не называл это производством. Производство предполагает как минимум какие-то производственные циклы и подразумевает серьезную промышленную составляющую. Может, юридически это и производство, но нужно называть вещи своими именами. ЗАЗ просто прикручивает колеса и пользуется всеми льготами как производитель", - говорит Омельницкий.
Он аргументировал свое мнение и предыдущим опытом украинской автомобильной промышленности, когда "у нас якобы производство достигало 400 тыс. авто в год, а как только грянул кризис, оказалось, что король - голый, и это было не производство, а пользование льготами".
Омельницкий также считает, что своими нынешними действиями запорожский завод фактически легализирует российские автомобили, запрещенные к поставкам решением Кабмина в 2019 году, и, кроме того, фактически субсидирует российское производство.
Однако, согласно другому мнению, берущему в учет запуск работы ЗАЗ впервые за 2 года, даже крупноузловая сборка - положительное явление для отечественного завода.
"К тому же, если рассматривать это как долгосрочную стратегию Renault Group, то запуск конвейера даже под модели Lada может быть шагом к последующей локализации производства и других моделей, уже бренда Renault. Ведь французы активно переводят Lada на те же платформы, что и Dacia. Пока это скорее догадки, но почему бы и нет. Ведь такое (крупноузловое) производство требует значительно меньших затрат, чем мелкоузловое с полным циклом", - сделал предположение один из экспертов.
Касательно перспектив самих Lada в Украине опрошенные эксперты оказались солидарны в своей критике.
Олег Омельницкий, правда, заметил, что у Нивы, X-Ray, Granta и других российских авто могут найтись почитатели в Украине - "ранее АвтоВАЗ занимал 56% рынка", напомнил он, но усомнился, что они смогут составить конкуренцию европейским маркам в чем-то, кроме цены.
"Это самый дешевый сегмент, где не важно качество. Сегмент есть. Его пытались занимать китайские и узбекские производители, но они ушли с нашего рынка, и образовался вакуум. Но нужно учитывать, что покупателей будет немного - времена дешевых автомобилей без претензий прошли - об этом говорит и картина рынка в последние годы, когда у нас доминируют довольно качественные автомобили", - высказал мнение гендиректор Auto-consulting.
Источник: UBR.