Эксперты считают, что его обеспечат компании и частные лица, имеющие предприятия на оккупированных территориях. Они открыто говорят, что из-за потери Украиной Крыма и ведения боевых действий в зоне АТО значительно усложнилась работа акционерных обществ на этих территориях. При этом за два года войны так и не было принято законодательство, позволяющее контролировать владельцам компаний свои активы, объятые военными действиями. Потому суд — единственная возможность для владельцев бизнеса вернуть свое имущество на неподконтрольных территориях, подтвердил президент Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев (ПАРД) Алексей Кий, передает UBR.ua.
Только суд
Это единственная рекомендация для бизнеса — в суде доказывать, что предприятие со всеми его активами принадлежит именно им.
“В условиях отсутствия необходимого законодательства, Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку рекомендовала участникам фондового рынка обращаться в суд. Другого выхода, без изменения законодательства, просто нет“, — заверила заведующая Кафедрой отраслевых правовых наук Национального университета “Киево-Могилянская академия” Роксолана Ханик-Посполитак.
По ее словам, надо, чтобы суд установил юридический факт — право собственности на ценные бумаги, которые учитывались на счетах депозитарного учреждения, которое осталось на территории АТО.
По сути, существует три вида этой проблемы. Самый сложный из них — когда депозитарное учреждение не перерегистрировалось в Украине из зоны АТО и не передало базы данных депозитарного учета в Центральный депозитарий. Как того требовало решение НКЦБФР от 11 ноября 2014 г. №1511.
“Здесь нет готового решения. Закон не предусматривает наказания за самоустранение депозитария с фондового рынка“, — говорят в ПАРД.
По закону подтверждением права собственности является либо выписка со счета депозитарного учета на момент его выдачи, либо информация на самом счете.
“Существующая система была построена так, что информация о собственнике корпоративных прав была только у депозитария. Национальный депозитарий эту информацию не видит и не может помочь восстановить справедливость“, — говорит Алексей Кий.
Несколько проще обстоят дела в случае, когда базы данных переданы в Центральный депозитарий. Тогда информация о собственниках есть и ее нужно только актуализировать. Следует обратиться в Центральный депозитарий и пройти процедуру восстановления прав собственности, переведя свои корпоративные права в новое депозитарное учреждение.
Наконец, есть вопросы, касающиеся акционерных обществ в зоне АТО. Например, ПАО “Луганское региональное управление автобусных станций” сумело перерегистрироваться на территории Украины и выкупить долю ФГИУ в этом году. Но два оставшихся собственника пока не могут восстановить свои корпоративные права на 64% акций. Так как финансовая компания-депозитарий отказалась передавать данные своих реестров.
“Мы ничего не можем сделать с ПАО, пока этот вопрос не решен“, — отметил представитель предприятия Алексей Пасика.
Предприятие намерено через суд потребовать от Центрального депозитария перечислить ценные бумаги на счет акционеров, так как других законных оснований для этого у Нацдепозитария нет.
Пока неизвестно, удастся ли добиться желаемого, но если у первопроходцев получится, то вслед за ними ринутся и все остальные.
“Мы получаем очень много подобных обращений от акционеров“, — заверили в ПАРД.
