Кандидаты в президенты вместе потратили на выборы 1,7 млрд гривен

Опубликовано admin - сб, 18/05/2019 - 07:00
Кандидаты в президенты вместе потратили на выборы 1,7 млрд гривен

Общий размер избирательных фондов всех кандидатов в президенты составил 1,7 млрд гривен, почти треть этих средств - расходы действующего президента Петра Порошенко.

Об этом сообщает общественное движение "Чесно".

"Размеры избирательных фондов кандидатов сильно разнились. Например, избирательный фонд Петра Порошенко, который составил 585 миллионов гривен, был в несколько раз больше, чем у других участников президентской гонки. Фактически расходы Порошенко достигли трети общих расходов остальных 43-х кандидатов", - сообщает "Чесно".

Отмечается также, что размер избирательного фонда превысил 100 миллионов гривен у Юлии Тимошенко, Александра Вилкула, Владимира Зеленского, Олега Ляшко, Анатолия Гриценко и Сергея Таруты.

Еще у семи кандидатов избирательный фонд измерялся десятками миллионов, а у 14-ти он был меньше 1 млн гривен.

"6 участников президентской гонки подали в ЦИК "нулевые" отчеты, то есть единственной тратой этих политиков на избирательную кампанию был залог во время регистрации", - сообщили в общественном движении. 

Также отмечают, что на этих выборах политики все чаще использовали новые способы агитации: социальные сети, YouTube, рекламу в Google и тому подобное. Однако в структуре расходов из избирательных фондов преобладают традиционные статьи расходов: агитация на ТВ, наружная реклама, печать листовок.

"Например, окончательный финансовый отчет по итогам первого тура Владимира Зеленского почти не содержит транзакций, свидетельствующих об оплате рекламы в Интернете. В то же время социальные сети были ключевым каналом коммуникации во время его избирательной кампании, а продвижение в Интернете, по словам руководителя диджитал-направления "Команды Зеленского" Михаила Федорова, стоило кандидату около 250 тысяч долларов", - утверждают в "Чесно".

Как и на предыдущих выборах Президента, львиная доля расходов пришлась на размещение рекламы на ТВ. Эта статья расходов была основной для 20-ти из 32-х кандидатов (не считая тех, кто сдал "нулевой" отчет). Больше всего средств на телерекламу из своего избирательного фонда отдали Юрий Кармазин – 95%, Дмитрий Добродомов – 86%, Александр Вилкул – 85%, Валентин Наливайченко – 81% и Сергей Тарута – 81%. Победители первого тура Владимир Зеленский и Петр Порошенко потратили соответственно 75% и 56% собственных фондов на транслирование агитации на ТВ.

Некоторые кандидаты сделали ставку на печатные агитационные материалы: листовки, брошюры и тому подобное. К примеру, Юрий Тимошенко весь свой избирательный фонд (69 тысяч гривен) потратил на печать агитационных листовок. Аркадий Корнацкий 82% собственного фонда (более 1,2 миллиона гривен) направил на изготовление печатных материалов, и большую часть этой суммы (877 тысяч гривен) было потрачено на печать брошюры с текстом патриотической песни, написанной самим кандидатом.

В то же время в общественном движении отмечают, что реальные расходы на агитацию самом деле больше за приведенные в промежуточных финансовых отчетах. Согласно закону "О выборах Президента Украины", кандидаты могут начать агитировать только со следующего дня после регистрации в ЦИК для участия в выборах. Несмотря на это, участники президентской гонки активно заказывали телерекламу и наружную рекламу в течение 2018 года. Реклама, заказанная до официального начала кампании, юридически не считается предвыборной агитацией, а потому кандидаты могут избежать необходимости отчитываться об этих расходах.