Долгое время товары в украинских магазинах маркировали практически нечитабельно, скрывая важную информацию, не указывая аллергены и многое другое.
Но на днях Верховная Рада приняла законопроект №8450 "Об информации для потребителей пищевых продуктов", который должен урегулировать эту сферу, сообщает segodnya.ua.
"Основной целью законопроекта является обеспечение надлежащей осведомленности потребителей о пищевых продуктах. Проектом закона запрещается использование информации, которая может ввести потребителя в заблуждение. Указанный запрет распространяется также на рекламу и представление пищевых продуктов", – написал заместитель главы комитета Верхновной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Александр Бакуменко на своей странице в Facebook.
В законопроекте, который рассматривала Рада, предлагается множество различных изменений, мы же выделим главные из них:
- установлен минимальный размер шрифта – 0,9 мм, также текст должен быть разборчивым, не перекрываться разными графическими элементами и не смешиваться с фоном;
- в обязательном порядке должна предоставляться информация о пищевых добавках и вспомогательных веществах, которые вызывают аллергические реакции или непереносимость. Эта информация должна выделяться отдельным цветом;
- обязательно указание на упаковке данных о том, подвергался ли пищевой продукт размораживанию. В меню кафе, ресторанов и других заведений общественного питания тоже нужно будет прописать аллергены, которые находятся в блюдах;
- информация о питательной ценности некоторых продуктов станет необязательной. Эта норма относится к продуктам, "которые не подвергались переработке или в отношении которых информация о питательной ценности не является определяющим фактором принятия потребителями решений об их покупке";
- в случае необходимости нужно будет указывать на упаковке страну производителя;
- для скоропортящихся продуктов оставят маркировку "использовать до", а для всех остальных товаров вводится термин "минимальный срок годности". Он означает дату, после которой продукт все еще можно употреблять, хотя уже возможные изменения некоторых его свойств;
- на свежих фруктах и овощах, алкоголе, хлебе и сладостях, а также соли, сахаре и уксусе могут не указывать срок годности;
- при необходимости нужно будет указывать условия хранения, при которых продукт не потеряет своих свойств;
- вся вышеупомянутая информация должна раскрываться и при продаже товаров онлайн;
- если пищевой продукт хранится не более трех месяцев, в дате достаточно указать день и месяц производства. Если пищевой продукт хранится более трех месяцев, но менее 18 месяцев, в дате достаточно указать месяц и год, а вот если пищевой продукт хранится более 18 месяцев, в дате достаточно указать год производства.
- операторы рынка будут добровольно указывать минимальный срок годности для тех продуктов, которые фасуются непосредственно в самих магазинах или же продаются на развес.
Если будут нарушены требования к маркировке, юрлиц собираются штрафовать на 15 минимальных заработных плат (минимальная зарплата составит 4173 грн с 1 января 2019), т.е. на 62 565 грн, а физлиц-предпринимателей в размере 10 минимальных зарплат – 41 730 грн.
А вот если не будет указана информация об аллергенах, то юридических лиц оштрафуют на 30 минимальных зарплат (125 190 грн), а физлиц-предпринимателей на 20 – 83 460 грн.