«Письма счастья»: украинским водителям припомнят старые нарушения

Опубликовано admin - вт, 21/11/2017 - 12:41
автофиксация нарушений ПДД

В Украине вовсю готовятся к возобновлению автофиксации нарушений ПДД. Сейчас тысячи установленных камер работают в тестовом режиме. Но собранные данные о нарушителях никуда не деваются — их исправно собирают и хранят на серверах. И как только вопрос урегулируют законодательно, водителям почтой начнут отправлять штрафные квитанции.

Следят не только за скоростью

Данные о правонарушителях уже сейчас собирают не только полицейские камеры, но и городские — они тоже обладают такой функцией. Например, в столице работает более 4 тыс. таких камер, информация с которых поступает в Центр обработки данных, откуда пересылается в МВД и СБУ.

В следующем году, число камер планируют удвоить.

Как рассказали UBR.ua юристы, хоть все нарушения сейчас и фиксируются, почтой штрафы пока водителям еще не приходят — правоохранители ждут принятия соответствующих законопроектов. Когда автоматической фиксации дадут «зеленый свет», водителям могут даже припомнить старые правонарушения, зафиксированные ранее, говорит адвокат Владислав Дулапчий.

Также, если синхронизировать работу городских и полицейских камер, можно отлавливать не только нарушителей ПДД, но и автомобили, не поставленные на учет в МВД должным образом. Иными словам, камеры смогут автоматически выявлять нерастаможенные «евробляхи».

«Главная проблема сейчас состоит в том, что камеры не могут нормально распознавать иностранные номера. Они заточены под украинские номерные знаки. Хотя эту проблему можно решить, установив нужное ПО и объединив функционал полицейских и городских камер», — заметил автоюрист Владимир Караваев.

По мнению юристов, в теории, с помощью такой системы можно было бы даже выявлять автомобили с просроченной страховкой.

Конституция против

Впрочем, пока возобновить тотальную фотофиксацию правонарушений мешает основной закон. Согласно решению Конституционного суда, фотофиксация незаконна. Поскольку штраф нужно накладывать непосредственно на нарушителя, с составлением постановления, а не по фотографии или видео автомобиля. В противном случае, наказание несет владелец авто, даже если он не был за рулем. А нарушителю все сходит с рук.

По мнению адвоката Вадима Володарского, автофиксация может быть реализована только в том случае, если камеры смогут автоматически распознавать лица водителей в момент нарушения. Иначе, водитель сможет легко оспорить штраф ссылаясь все на то же решение Конституционного суда.

К слову, некоторые камеры, установленные на дорогах, например, в городе Киеве, соответствующим функционалом обладают. Правда, пока их крайне мало. И рассчитаны они в основном на поиск рецидивистов, находящихся в розыске.

По словам юристов, с 2015 года МВД уже имеет право осуществлять автоматическую фотофиксацию нарушений, но до реализации его на практике пока дело не дошло. Тем не менее, в Раде также есть законопроекты, которые не только вернут на дороги т.н. «фены» — Визири, Трукамы и пр., но и обяжут владельца проинформировать органы, кто управлял его автомобилем в момент нарушения.

«Закон уже разрешает присылать «письма счастья». Но по сегодняшней законодательной базе они работать не будут. Правда, в Раде уже зарегистрированы законопроекты, призванные урегулировать механизм привлечения к ответственности. По ним смогут наказывать собственника автомобиля за непредоставление данных о нарушителе», — рассказал автоюрист Богдан Глядик.