Как безопасно экономить на поездке: все прелести и опасности сервисов поиска попутчиков

Опубликовано admin - вс, 21/05/2017 - 06:00
автостоп, фото из открытых источников

На майские праздники украинцы снова столкнулись с нехваткой билетов. Репетиция лета подтвердила: уехать на отдых спонтанно по-прежнему тяжело, и популярные направления раскуплены на месяц вперед. Отправиться во Львов или Одессу в час пик можно либо на "верхних боковых",  либо в дорогущем СВ, либо автобусом — что ненамного дешевле СВ и так же неудобно, как боковые полки в плацкартном вагоне. Поездка на своем авто при нынешних ценах на бензин обойдется еще дороже — если, конечно, не разделить затраты на топливо между несколькими пассажирами.

Именно поэтому в последние несколько лет в Украине набирает обороты такой способ передвижения, как совместные поездки на одной машине. Это выгоднее, быстрее и часто намного удобнее, чем путешествие общественным транспортом. Причем чтобы попасть в заветное место, голосовать на трассе не нужно — попутку или попутчика легко можно найти в интернете. Но под вопросом остается безопасность: несколько часов в авто с незнакомцем оставляют приятные впечатления далеко не у всех. Как сделать поездку приятной и безопасной, выясняла "Сегодня".

СТАРЫЙ НОВЫЙ АВТОСТОП

Карпулинг (от англ. car — машина и pool — объединение) или райдшеринг (ride — поездка и share — делиться) в Европе и США представляет собой целое движение. Это часть культуры совместного потребления (Sharing Economy), которая направлена на экономию природных ресурсов. В западных странах водителя и пассажира стимулируют объединяться на государственном и муниципальном уровне: например, во многих городах авто с салоном, заполненным пассажирами, могут ехать по отдельной полосе, тогда как водители-одиночки в час пик должны двигаться в общем потоке. Расчет тут простой: чем больше людей едет в одной машине, тем меньше машин на дороге. И, соответственно, тем меньше топлива будет сожжено, и тем меньше выхлопов уйдет в атмосферу. Вдобавок к этому карпулеры получают серьезную экономию личных средств — ведь поезд, автобус и даже метро в Европе и Штатах стоят гораздо дороже, чем у нас.

Украинцы, в отличие от иностранцев, пока только осваивают культуру совместных поездок на автомобиле. Онлайн-площадки по поиску попутчиков массово начали появляться в нашей стране всего три-четыре года назад. Сегодня "поймать тачку" или найти пассажира в интернете можно как минимум на десяти разных сайтах и тематических страницах в соцсетях. Достаточно задать в поиске интересующий маршрут и дату выезда и указать, кого вы ищете, — водителя либо спутника для поездки.

Впрочем, цивилизованных сервисов (с регистрацией, подтверждением контактных данных и системой рейтинга водителей и пассажиров) у нас все равно остаются единицы. И проблема на самом деле в нашем обществе, не привыкшем к обязательствам: зачастую и водители, и пассажиры попросту не хотят тратить время на заполнение регистрационной формы, и не считают нужным рассказать о себе и своих требованиях. А ведь, между тем, онлайн-автостоп имеет как несомненные плюсы, так и немало минусов. И чем больше вы будете знать о своих неслучайных попутчиках — тем ниже риск получить плохие впечатления от поездки, остаться с чемоданами на пустой трассе либо полдня прождать необязательных пассажиров.

ВОДИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Карпулерам-водителям также стоит соблюдать ряд правил ради безопасности и комфорта. "Неприятно, когда пассажиры срывают запланированную по времени поездку, — отмечает владелец Nissan Илья (регулярно ездит из Львова в Харьков через Киев). — Иногда объясняешь, что проездом в городе, а человек заставляет ждать себя 30—40 минут. Поэтому уточняйте, сколько времени готовы ждать пассажира. Также сразу обсуждайте маршрут поездки и место, где высадите человека — чтобы потом не было претензий. И укажите примерное время, которое планируете провести в пути: однажды пассажир обвинил меня в том, что опоздал на поезд. Я не курю, поэтому предупреждаю сразу, что не делаю остановки для перекура. И обязательно оговаривайте багаж, особенно если берете несколько пассажиров: чемоданы не должны стоять у людей на коленях".

"Что касается безопасности, то я не беру в поездку двоих и больше знакомых между собой мужчин. Знаю случай, когда люди на заднем сиденье втихую распивали алкоголь, а потом одному стало плохо прямо в машине, — говорит Илья. — Могу взять семейную пару или подружек-женщин. Если получается, соглашаюсь на предварительную встречу, если попутчик из другого города — изучаю профайл на сайте и прошу ссылку на страницу в соцсетях. Также я беру у пассажиров паспортные данные и отправляю их родственникам. И оставляю за собой право осмотреть багаж пассажира, если он вызывает у меня подозрение".

ПАССАЖИРСКОЕ СИДЕНЬЕ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Негласно считается, что во время поездок автостопом больше рискует именно пассажир. Он должен подстраиваться под водителя, принимать его музыкальные пристрастия, терпеть его вредные привычки. "Но так быть не должно, — уверена карпулер с трехлетним стажем, киевлянка Ольга Мисниченко. — Не надо думать, что водитель делает вам одолжение, потому что везет дешевле. Вы платите деньги, а значит, имеете право требовать к себе уважительное отношение. Но для этого надо искать адекватного водителя. Советую никогда не выбирать по цене: главными критериями выбора должны стать водительский стаж, статус и рейтинг человека на сайте. Многие площадки публикуют отзывы людей, которые уже ездили с этим водителем, — их нужно обязательно читать. Хорошо, если водитель заранее описал в профайле свои предпочтения: отношение к скорости, курению, музыке, домашним животным. Как-то раз мне пришлось ехать на заднем сиденье с огромным, хоть и дружелюбным, лабрадором".

Перед поездкой нужно созвониться с водителем и обсудить поездку. "Нужно оговорить место встречи и цену, узнать личную информацию — фамилию, имя, возраст, место работы. Эти данные после разговора я всегда проверяю в соцсетях, — рассказывает Ольга. — Также уточните техсостояние машины и узнайте, что будет делать водитель в случае поломки: мне однажды пришлось добавлять водителю на вызов эвакуатора. Правда, деньги он потом мне вернул. Если есть возможность, лучше встретиться с водителем до поездки, и попросить его показать вам документы. Паспорт и права лучше сфотографировать, а фото перед поездкой обязательно разошлите своим близким. Если вам не хотят показывать документы или запрещают их фотографировать, от поездки стоит отказаться. И совет для девушек: выбирайте водителя-женщину, а если такой возможности нет — отдавайте предпочтение водителю, у которого уже есть несколько пассажиров, и среди них есть женщины. Так ехать вам будет гораздо спокойнее".

БЫСТРЕЕ, БЛИЖЕ, ДЕШЕВЛЕ

Преимуществ у совместных поездок довольно много.

Во-первых, что особенно актуально для украинцев, — это экономия. Добраться из пункта А в пункт Б карпулерам можно в полтора-два раза дешевле, чем поездом или рейсовым автобусом (см. таблицу).

Во-вторых — комфорт и скорость передвижения. Если не считать поезда "Интерсити", железнодорожный транспорт в этом плане очень проигрывает автомобилям: например, на дорогу в Харьков обычным поездом придется потратить 9 часов, тогда как в машине расстояние можно преодолеть за 5—6 часов.

В-третьих, возможность уехать оттуда и доехать туда, куда нужно именно вам. Например, далеко не всегда карпулеру надо ехать из пригорода Киева на столичный ж/д вокзал, а водители иногда соглашаются забрать пассажира едва ли не из дому. В-четвертых, большую роль играет компания: в долгой ночной поездке за рулем многим нужен собеседник, который не даст уснуть и развеет монотонность дороги.

О недостатках карпулинга говорят не так часто, и преимущественно на интернет-форумах. Но от этого их меньше не становится. Самый главный — так называемый человеческий фактор. Как водитель, вы не можете предугадать, кто сядет к вам в машину, и не придется ли после поездки отлеплять от заднего сиденья жвачку. А пассажиру сложно прогнозировать, будет ли водитель лихачить на дороге, курить в салоне, или какую музыку придется слушать на протяжении нескольких часов пути.

Бывает и так, что кто-то из спутников нарушает договоренность — например, не приезжает либо не приходит на место встречи. Потом это может объясниться поломкой авто или болезнью, но планы все равно окажутся сорваны. И, наконец, нельзя избежать ситуаций, когда водитель запрашивает цену выше, чем было оговорено заранее, или высаживает пассажиров там, где ему удобно, а не там, где было оговорено ранее.

АВТО БОЛЬШОГО ГОРОДА

Уехать с попутчиком или в качестве попутчика можно не только в другой город. В последнее время в Украине стали популярны сервисы динамического карпулинга — совместных внутригородских поездок. Если раньше люди подвозили на работу соседей и друзей, то теперь в поисках экономии готовы поделиться своим авто со всеми, кому подойдет их ежедневный маршрут — чтобы сэкономить, разделив с другим человеком расходы на топливо. Выглядит это так же, как и для междугородных поездок: загружаете мобильное приложение или открываете нужный сайт на компьютере, выбираете маршрут и ищете водителя либо спутника.

"Я живу на Троещине, а работаю на Южной Борщаговке, — рассказывает киевлянка Алена Шпак. — Дорога каждый день отнимает 3 часа моего времени. Недавно в интернете нашла человека, который живет на соседней улице, и три раза в неделю по утрам ездит в мою сторону. Подвозит он меня за 15 грн, а на дорогу уходит от силы 40 минут".

Сейчас у нас таких сервисов немного: отдельный ресурс есть только в Киеве. Но многие успешно ищут попутчиков на работу в соцсетях и на сайтах бесплатных объявлений. "С точки зрения безопасности, это не очень хорошее решение, — считает Ольга Мисниченко. — Любая поездка с незнакомым человеком, даже в пределах родного города, подвергает вас риску.

Поэтому, прежде чем отправиться в путь, изучите профиль водителя, и сообщите близким номер авто, в котором вы будете ехать. Важно, чтобы водитель тоже увидел, что информация о нем и его машине передана другим людям".

СЕРВИСЫ ПОИСКА ПОПУТЧИКОВ

BlaBlaCar. Один из самых крупных и популярных ресурсов по поиску попутчиков. Работает в виде сайта и как мобильное приложение. Нацелен на междугородные и международные поездки (можно найти попутчика в Польшу, Беларусь, Чехию). Нужна предварительная регистрация и/или привязка профиля из соцсетей. Есть подтверждение мобильного телефона и электронной почты, система отзывов, рейтинг карпулера на сайте, его требования к поездке. Есть поиск попутчиков по критериям (например, только среди женщин).

Попутка. Сайт по поиску попутчиков между городами Украины, мобильного приложения нет. Много маршрутов в Крым (предложения от перевозчиков). Регистрация на сайте обязательна, но лишь для подачи объявления. Для поиска спутников регистрироваться необязательно. Есть возможность добавлять и просматривать отзывы, присутствует рейтинг карпулера. Сайт удобный, но плохо модерируется: много спама в отзывах и самих объявлениях.

Подвезу. Сайт междугородных поездок. Много предложений по поиску попутчиков для регулярных поездок по Киеву. Мобильного приложения нет. Чтобы добавить объявление или связаться с человеком, который опубликовал свое предложение, необходима регистрация. Есть система рейтинга, многие карпулеры размещают свое фото.

Автостопом. Небольшой сайт без мобильного приложения. Направления преимущественно международные (Россия, Германия). Регистрация через электронную почту обязательна для подачи объявления. Размещают объявления в основном перевозчики. Система рейтинга и возможность добавлять отзывы отсутствует.

Easy2go. Сервис поиска попутчиков для поездок по Киеву. Работает как сайт и как приложение, есть возможность "подписаться на маршрут" (получать уведомления о новых предложениях по нужному вам направлению). Для подачи объявления и связи с другими карпулерами нужно зайти на сайт через Facebook. Поиск маршрута осуществляется с указанием точного адреса отправления и прибытия, причем система часто выдает на запрос 3—4 более-менее подходящих маршрута. Есть предложения добраться из одного края столицы в другой за символические 10 грн.