Как менялись зарплаты в чемпионате Украины

Опубликовано admin - ср, 22/03/2017 - 09:00
Как менялись зарплаты в чемпионате Украины

Результат нового опроса игроков, тренеров и агентов украинского футбола – уникальная попытка установить, как менялась месячная зарплата футболистов нашего высшего дивизиона (Высшая лига в 1992-2008 годах, Премьер-лига – в новейшей эре).

Всего было опрошено более 20 человек, непосредственно имевших отношение к разным временам украинского футбола. 

Прежде, чем представить читателям нашу инфографику, объясним несколько существенных моментов. 

На оплату труда в украинском футболе постоянно влияло несколько факторов. В первые годы независимого чемпионата она росла, в основном, у клубов-лидеров и под давлением зарубежных конкурентов. Игроков надо было как-то удерживать, потому что многие из них уже имели предложения из других чемпионатов. Лучших звали топ-лиги, неплохих – соседние лиги нового постсоветского объединения, СНГ, а игроки, которые в союзные времена могли рассчитывать разве что на низшие дивизионы, получали возможность ехать в низшие лиги других стран, где оплата труда была намного лучше, чем дома, а уровень игры часто и ниже. 

К тому же в годы распада СССР и появления ряда независимых стран многие именитые клубы находились в бедствующем положении. А новые команды, рвущиеся в «высший свет» (Ротор, Асмарал, Газовик, Текстильщик), могли платить больше. В Украине именно появление новых зарубежных вариантов для ведущих игроков провоцировало повышение их зарплат во внутреннем чемпионате, потому что только это вместе со спортивной мотивацией и было фактором сдерживания игроков от переходов. 

Еще один момент – новые украинские клубы (Борисфен Дмитрия Злобенко, Днепр при поддержке Игоря Бакая) повышали траты в надежде настигнуть признанных лидеров чемпионата. Время от времени появлялись амбициозные проекты наподобие Темпа Джумбера Нишнианидзе или Вереса Валерия Короткова, которые тоже выделялись зарплатами или другими особыми условиями. Время от времени какой-то клуб объявлялся «второй силой» и вступал в конкуренцию с Динамо за золотые медали. Понятно, это требовало повышенных финансовых условий. С каждым новым вызовом чемпиону повышался и денежный шаг на обеспечение высоких задач. 

Второй существенный толчок украинский чемпионат получил после эпохального успеха Динамо в Лиге чемпионов 1997-2000 годов. Стало понятно, что еврокубки даже для наших клубов могут быть и доступными, и прибыльными. В Динамо грамотно была поставлена спортивная мотивация: с каждой победой в Лиге чемпионов игроки получали высокие премиальные, так что в клуб стремились все самые перспективные футболисты из Украины и окрестностей. 

Вызов киевлянам бросил Шахтер, который уже в тот период конца 90-х и начала «нулевых» принялся платить пятизначную зарплату. После Виктора Леоненко начала 90-х и плеяды динамовцев конца десятилетия уже Джулиус Агахова, Франселино Матузалем, Кристиан Лукарелли стали претендовать на звание самых высокооплачеваемых игроков нашего чемпионата. 

В этот период, следом за Григорием Суркисом и Ринатом Ахметовым, в футбол начали входить и другие олигархи. Иметь собственный профессиональный клуб стало модной, статусной затеей. Опять-таки, те, кто хотел побыстрее вывести свои клубы в ранг лидеров, вынуждены были давать двойные, тройные зарплаты по сравнению со своим обыденным окружением. 

Главный подъем зарплат украинского чемпионата, как нам кажется, стал результатом именно соревнования олигархов, которое стало возможным благодаря тому периоду в истории нашей страны, когда экономика, финансы и производство показывали небывалый рост. В 2001-2008 годах ВВП Украины рос большими темпами, и это и стало причиной, почему олигархи могли себе позволить выбрасывать на «игрушки» колоссальные деньги. 

Вплоть до 2012-2013 года в высшем дивизионе не было заметно режима экономии, хотя последствия мирового кризиса, больно ударившего по не налаженной украинской экономике, привело к закрытию многих предприятий и краху целых отраслей. Но пока что это было заметно в низших лигах, где могли за сезон исчезать по 3-5 клубов. Де-факто первым клубом УПЛ, рухнувшим в эру расточительства, стал Кривбасс, а за ним – и киевский Арсенал. Начало лихорадить и многие клубы других кланов. Было это, напомним, еще до Евромайдана, аннексии Крыма и боевых действий на Донбассе. 

После всех потрясений зарплаты в украинском футболе существенно упали. Причем, речь идет даже не о нижнем пороге (хотя и он обрушился), а, прежде всего, о средних значениях. Если раньше здоровый молодой футболист с украинским гражданством и каким-никаким стажем в УПЛ и сборных мог рассчитывать на 8-15 тысяч долларов в месяц, то сейчас зарплата в 2-5 тысяч считается вполне рабочим вариантом при переговорах. Верхний порог в нашей инфографике – это, по большому счету, остаточное явление от былых денег. Такие суммы, за несколькими исключениями (типа переподписания Андрея Ярмоленко), это следствие давно подписанных долгосрочных контрактов, так что через год-два и потолок зарплат рискует приблизиться к центральноевропейским. 

Поэтому на данный момент украинский чемпионат по финансам опустился из второго в третий эшелон европейского футбола, впрочем, все равно намного превышая среднюю зарплату по стране. Так что футбол остается в Украине привилегированной и одной из самых высокооплачиваемых сфер. А те процессы, которые происходят в чемпионате, во многом напоминают начало 90-х. И остается надеяться на цикличность футбола и жизни, а также верить, что новое возрастание финансовых вливаний будет проходить куда более разумно, и тратиться будут не только комиссионные представителям футболистов, но и на приглашение топ-менеджеров с мировым именем, которые могли бы наладить бизнес-структуру, маркетинг и работу с болельщиками для наших клубов.

Изображение удалено.

Изображение удалено.