Андрей Парубий: "Закон о Генпрокуратуре - это был вопрос национальной безопасности"

Опубликовано admin - чт, 26/05/2016 - 09:00
Спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий. Фото: zn.ua

За последние два года Андрей Парубий, сначала в роли секретаря СНБО, затем вице-спикера, а теперь - председателя Верховной Рады, довольно успешно вжился в роль бюрократа и паркетного чиновника.

Об этом пишет "Украинская правда".

Иногда не верится, что это тот самый человек, который в 1997 году во Львове дрался с коммунистами за их намерение установить возле памятника Ивану Франко красный флаг. Или который в 2010-м метал дымовую шашку в сессионном зале, чтобы остановить голосование за "Харьковские соглашения", и который в 2013-2014-х годах на Майдане учил сотни активистов правилам самообороны, и лично неоднократно толкался с силовиками.

Сегодня Парубий - это взвешенный в каждом слове и скрупулезный в каждом действии чиновник.

На фоне своего предшественника Владимира Гройсмана он выглядит слишком "правильным". Пытается за некоторыми исключениями последовательно следовать процедуре и регламенту, сдерживает эмоции в попытке дисциплинировать депутатов и дипломатично убеждает коллег разблокировать трибуну.

Хотя еще в 2010-м году вместо дипломатии Парубий как член "Нашей Украины" использовал силу, выталкивая из прямого эфира на тот момент беспартийного экс- "бютовца" Олега Ляшко, который без приглашения ворвался в студию Савика Шустера.

Во Львове, откуда родом Парубий, его хорошо помнят именно как правого радикала.

До 2005-го года он был членом Социал-национальной партии Украины, которая была переименована в "Свободу".

После "оранжевой революции", где в качестве коменданта "Украинского дома" Парубий показал себя эффективным организатором, он попытался даже создать собственную партию "Народный союз "Украинцы"".

В конце концов, Парубий ушел в сверхпопулярную в то время правоцентристскую "Нашу Украину", почетным председателем которой был президент Виктор Ющенко.

В команде с Ющенко Парубий был до 2012 года, когда у той были уже нулевые рейтинги. Причиной выхода из "НУ" назвал жесткие дискуссии с Ющенко о необходимости объединения оппозиции в борьбе против президента Януковича, которые были безрезультатными.

Через несколько месяцев Парубий становится членом партии Арсения Яценюка "Фронт перемен". Именно по квоте теперь уже "Народного фронта" он и стал спикером. Поэтому в карьерном плане с партийным выбором не ошибся.

Хотя сразу после Революции достоинства некоторые его соратники призвали создавать собственную партию на основе "Самообороны Майдана". Но Парубий отказался от этой идеи.

УП попросила об интервью Парубия за пределами кабинета, чтобы отойти от привычного всем образа паркетного чиновника. В ответ был предложен номер в гостинице "Киев". Там Парубий проживает с 2007 года.

На этаже журналистов встретили два охранника, которые подробно проверили личные вещи и провели личный досмотр.

Сам Парубий говорит, что до последнего не хотел иметь охранников, так как это создает дополнительный дискомфорт.

Однако после случая с гранатой, которую под отелем бросил в его сторону неизвестный (по версии Парубия, это заказ из Кремля), а затем в связи с сообщением о возможном его похищении, пришлось согласиться на дополнительные меры безопасности.

Двухкомнатный номер спикера выглядит необжитым, словно Парубий вселился сюда только на днях. Разве что фотография жены с дочкой рядом с телевизором и тренажер для упражнений, встроенный в стену, выдает, что у этого номера есть конкретный хозяин.

На вопрос, дружит ли номерами с соседями, отвечает, что те постоянно меняются, и знакомиться некогда, потому что возвращается с работы "домой", как правило, после часа ночи.

Даже в субботу, когда записывали интервью, у Парубия оказался плотный график, поэтому на разговор выделили меньше часа. К сожалению, в это время удалось втиснуть разве что половину вопросов.

С другой стороны, чуть больше месяца на должности - довольно мало, чтобы отчитываться за изменения правил игры в парламенте, который при предшественнике Владимир Гройсман не отвечал представлениям о парламентско-президентской форме правления.

Удастся ли Парубию сделать парламент более независимым, можно оценивать уже осенью - по результатам первой проведенной им сессии, после введения инициированных им изменений в регламент.

А пока скептики обвиняют нового спикера в продолжении старых традиций проталкивания нужных президенту законопроектов, примером чего стало голосование за закон "под Генпрокурора Луценко". Тогда команда Порошенко до последнего затянула рассмотрение вопроса, а потом в авральном режиме "вытеснила" нужный результат.

Я в этом номере жил до Майдана, после Майдана и сейчас живу.

- Жизнь в отеле - это экономия средств на квартиру или комфорт, когда рядом работа?

- Это неудобный, но единственно возможный способ проживания.

Идя в парламент, я обещал, что не буду брать государственное жилье. Хотя по закону, как неместному мне предусматривалась квартира, которую можно было приватизировать и так, к сожалению, делали другие депутаты.

Но я дважды как депутат отказывался от получения государственной квартиры.

Верховная Рада всегда давала возможность иногородним депутатам жить в отеле. И именно в этом номере я живу уже пять лет.

- Вам как спикеру не предусмотрено больше квадратных метров, чем обычному депутату?

- (Смеется). Я в этом номере жил до Майдана, после Майдана, как секретарь СНБО и сейчас живу. Он мне родной и близкий.

Месяц назад ввели возможность вместо номера в отеле получать денежную компенсацию за аренду квартиры. Раньше, если ты отказывался от номера, то должен арендовать квартиру за свой счет. А поскольку стоимость аренды жилья в Киеве была не всегда соразмерна депутатской зарплате, я всегда брал номер в гостинице.

Однако, когда в СМИ пишут, что депутаты получают компенсацию за жилье - это несколько некорректно. Потому что в действительности имеется в виду - проживание в гостинице для иногородних депутатов. И такая практика есть во всем мире, когда таким парламентариям или предоставляются средства на проживание, или арендуют для них жилье.

- Вы, судя по декларации, главный кормилец в семье. В 2015 году вы заработали только 78 тысяч в год, поскольку депутатская зарплата была небольшого размера?

- Это сложный был год на самом деле, в конце концов, он был сложный для всей Украины. Тратил сбережения. Еще когда депутатская зарплата была 17 тысяч гривен и курс доллара был другой, тогда мне удавалось даже откладывать. Еще мне помогал брат, у которого небольшой бизнес.

Я поддерживаю решение о повышении зарплат. Потому что когда депутата загоняют в условия, что он не может себя полноценно обеспечить, прокормить семью, а вокруг много соблазнов, то он на эти искушения может легче поддаться, если у него нет необходимого минимума для обеспечения своей семьи.

И все эксперты говорят, что невозможно проводить реформы в сфере борьбы с коррупцией, если у чиновников не будет адекватных зарплат.

- А плюс-минус 700 долларов, к которым подняли зарплату - это адекватные деньги для народного депутата?

- Это невысокая, но приемлемая заработная плата, когда народный депутат может свои элементарные потребности покрывать.

- У вас был тяжелый финансовый год, но в декларации появился дом на 32 квадратных метра. Там случайно ноль не исчез, потому что какая-то непонятная квадратура для дома?

- Нет, это действительно такой метраж старого сельского бойковского дома, который я построил.

С тринадцати лет я работал в археологический экспедиции в Сколевском районе. И возле дома, где мы жили экспедицией, была полуразвалившаяся избушка. Еще в 90-е годы мне предложили купить этот дом и одиннадцать соток возле него всего за триста гривен.

"Сначала мы там сделали для дочери дом на пеньке. Это было шесть квадратных метров".

"Все эти годы мы потихоньку дом восстанавливали. Жилой площади там всего 15 метров, всего 32 квадратных метра".

У нас всегда была мечта эту избушку восстановить. И все эти годы мы потихоньку ее восстанавливали. Жилой площади там всего 15 метров, всего 32 квадратных метра.

Сначала мы там сделали для дочери дом на пеньке. Это было шесть квадратных метров, такая себе большая палатка. Мы там останавливались на ночлег. Помню, как крестьяне ходили и показывали другим "депутатский дом".

- Месяц назад жители Пустомытовского района на Львовщине рассказывали, что вы в их селе дом построили. Что-то строили?

- Я уже слышал о семи своих домах. Это полный абсурд. Если у кого-то появится информация о таком доме - сообщите, чтобы мы вместе могли поехать и посмотреть. Хотел бы очень его увидеть.

Никогда националист не ставит политическое течение и идеологию выше государства.

С балкона номера Парубия красивый вид не только на купол Верховной Рады, но и на памятник генералу советской армии Николаю Ватутину.

Его улицу в Киеве в рамках декоммунизации переименовывают, а вот памятник оставляют, потому что он считается надгробием.

Журналисты спрашивают у Парубия, который ежедневно видит Ватутина с балкона, нужно ли оставлять надгробие в центре города под Верховной Радой или надо перенести его в другое место.

Спикер, который в начале 2000-х был председателем оргкомитета по строительству памятника во Львове Степану Бандере, улыбается и просит не задавать провокационные вопросы, напоминая, что он в первую очередь спикер, и каждое его слово будет трактоваться не как мнение политика Андрея Парубия, а как председателя Верховной Рады Украины.

- Когда вас назначили председателем Верховной Рады, сразу в соцсетях начали публиковать фото с вашей юности в националистической молодежной организации "Наследие" с комментарием, что это впервые в Украине националист на такой высокой должности. Сегодня чувствуете ли себя действительно националистом?

- Я вырос и воспитан в патриотической семье. Дед воевал в Украинской Галицкой Армии, братья отца были в Украинской Повстанческой Армии, поэтому семья, в конце концов, была выселена в Сибирь. Там мой отец провел всю молодость.

Семья по маминой линии - с Харьковщины. Дед был в Холодноярской республике, бабушка пережила Голодомор. Она с детства мне рассказывала о том страшном голоде, о том, сколько наших родственников умерло.

Я с детства интересовался патриотическим движением, меня из школы чуть не выгнали за то, что я нарисовал трезубец на тетради. В семнадцать лет возглавил "Наследие", а впоследствии стал самым молодым депутатом местных советов в Украине.

Я всегда гордился тем, что свой путь прошел ровно, что мои ценности - защита украинского государства и недопустимость оккупации государства - никогда не менялись.

Обучение "Наследия" - Парубий стоит в мостике между скалами в Тустане

Именно эти ценности привели меня в конце 80-х годов в национально-освободительное движение, а не к желанию делать политическую карьеру, тогда за такую ​​позицию сажали.

И эти ценности руководят мной и сегодня. В нынешней должности я также вижу определенную функцию для украинского государства. Поэтому для меня одним из приоритетов является декоммунизация, национальная безопасность и оборона. Это то, с чего я начинал, и чем занимаюсь до сих пор.

- Все-таки вы не хотите себя называть именно термином националист?

- Я, в первую очередь, государственник. Национализмом как формой очень часто спекулируют. На самом деле - это течение, в которой меньше политики, больше государства.

Кто был основателем национализма - Донцова, Михновский, Дорошенко. И как они себя повели, когда восстало Украинское государство, когда пришел гетман Скоропадский? Все они оставили свои политические партии и пошли министрами в правительство Скоропадского.

Ибо никогда националист не ставит политическое течение и идеологию выше государства. Он идет туда, где творится государство.

Поэтому все они оставили свои политические партии и пошли строить государство. Поэтому, когда мы говорим о терминологии, то я бы употребил термин государственник и в отношении меня, и относительно основателей национализма.

- Вы - эффективный организатор, что подтвердили на двух Майданах, там же завоевали авторитет у многих активных людей. У вас была возможность объединить их в одну партию, почему этого не сделали?

- У меня никогда не было политически партийных амбиций. Я всегда рассматривал политическое и общественное движение только как инструментарий для тех целей, о которых говорил.

Когда я возглавил на Майдане "Самооборону", многие говорили, что надо создавать партию. Но я все время отвечал, что именно вхождение в политико-партийную деятельность ослабляет движение, ты становишься заложником определенных политических целей и определенных политических задач.

В тот момент, когда творится государство, политическое позиционирование может мешать, ты начинаешь быть больше политиком, чем государственником.

С этим я встречался на Майдане. В тот момент, когда партийно-политические интересы выходили на первый план, тогда это был провал. Во время Майдана я потратил много сил, чтобы партийные амбиции перенести на второй план. Просил некоторых коллег, с которыми имел партийные дискуссии, забыть пока об амбициях и обняться.

- Интересно ваше мнение как государственного и последовательного сторонника декоммунизации: нужны ли в Киеве улицы и памятники в честь проводника ОУН Степана Бандеры и командира УПА Романа Шухевича, о чем идут дискуссии?

- В Киеве есть свои герои, которые сделали вклад в получение украинской государственности. Восток имеет своих героев, которых мы, возможно, еще мало знаем. Например, полковник Армии УНР Петр Болбачан, гениальный полководец, которого называют украинским Наполеоном, который весь восток Украины и Крым отвоевал и с Кубанью заключил соглашение. Центр Украины имеет своих героев Холодноярской республики.

В разности регионов - украинская сила. И вопрос не в том, как быстро мы сможем поставить памятник Махно во Львове, а памятники Бандере в Гуляйполе.

Парубий принимает активно боевое участие в языковом противостоянии во время рассмотрения "языкового" законопроекта Колесниченко-Кивалова

- Переходя из политики в экономику, поддерживаете ли вы сейчас приватизацию Одесского припортового завода, особенно во время экономического кризиса, когда соответственно есть угроза продать его по заниженной цене?

- Я за прозрачную эффективную приватизацию. Лозунги "Нельзя!", "Никогда и никак!" приводят к одному - на заводах, на которых определенные партийные проекты при определенных событиях поставили свое руководство, продолжают работать коррупционные схемы. И народные и государственные средства банально скачиваются в личные или партийные карманы.

Позиция, чтобы все оставалось, как есть, когда на государственных заводах имеем целую коррупционную яму, - это позиция коррупционеров, которые присосались к деньгам, и которые благородными лозунгами пытаются скрыть ежедневные хищения. Посмотрите, какие войны идут вокруг приватизации.

Аргумент, что не ко времени продажа, потому что в стране экономический кризис, я воспринимаю как желание еще немного поворовать.

Я уверен, если мы сделаем прозрачный и открытый конкурс, то найдется достаточно иностранных инвесторов, которые смогут уничтожить эту коррупционную составляющую. Это тот путь, которым шли все государства Восточной Европы и только таким путем они уничтожали целые пласты коррупции.

Все представления, которые будут от Генпрокуратуры, будут вноситься в зал

В отличие от своего предшественника, Парубий не злоупотребляет практикой многократного возвращения законопроекта на рассмотрение.

В то же время, законопроекты не набирают голосов из-за отсутствия депутатов в зале.

Парубий решил попробовать дисциплинировать депутатов возвращением практики штрафов, когда за день прогула нардепу не будут выплачивать зарплату. Сейчас это около 700 гривен. Скептики смеются над таким шагом, мол, эта сумма для многих депутатов ничего не значит.

С еще большим рвением Парубий взялся за изменения в регламент, чтобы изменить график проведения заседаний. По его мнению, именно неудобный график - одна из основных причин непосещения сессий. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в парламенте, и в случае его принятия с осени Верховная рада должна заработать по-новому.

- Ваши потуги дисциплинировать депутатов и заставить их посещать заседания скептикам напоминают борьбу с ветряными мельницами. Вы верите, что изменение расписания проведения заседаний и штрафы за непосещение сессий в размере дневной зарплаты - мотивируют хронических прогульщиков?

- Не существует волшебной палочки, чтобы все и сразу изменилось. Но результат достигается, если упорно работать в конкретном направлении.

Эти изменения в регламент наработаны большим аналитическим центром совместно с Евросоюзом. Многие из них сами по себе ничего не решают, но в совокупности позволяют сделать парламент более эффективным и оптимизировать его формат.

Например, в пятницу по действующему регламенту есть час вопросов к правительству, потом полчаса зачитывания запросов с трибуны, во время которых удержать депутатов в зале практически нереально. Затем полчаса отведено на принятие законов, потом еще час на "Разное". При таком раскладе в пятницу принять какой-то закон невозможно.

Поэтому в новом регламенте мы предлагаем увеличить количество пленарных недель от двух до трех. Но вместе с тем изменить формат среды, сделать его днем ​​работы в комитетах и ​​пятницу - днем ​​парламентских слушаний.

Парубий "болгаркой" распиливает забор возле Верховной Рады. Ноябрь 2011 года

Так же как и введение практики, каждый законопроект должен пройти бюджетный комитет, комитет по евроинтеграции и комитет по борьбе с коррупцией. Каждый законопроект надо проанализировать на предмет коррупционных рисков, нагрузки на бюджет и соответствие евроинтеграционным требованиям.

Многие эксперты считают, что хотя, на первый взгляд, это технические изменения, но на самом деле они революционные и сделают парламент намного эффективнее.

- В законопроекте не говорится о санкциях за прогулы, они введены только вашим распоряжением. В то же время, некоторые общественные эксперты предлагают такие санкции ввести на законодательном уровне.

- Я считаю, что лучший метод - это общественное давление, которое должно быть направлено на каждого депутата, чтобы он в результате работал в сессионном зале. Особое значение это имеет для мажоритарщиков.

Поэтому я буду озвучивать отсутствующих депутатов. Это, как и штрафы в размере 700 гривен за день, проблемы не решит, но даст основания для общественного давления. Общественное давление - это способ, который должен влиять на депутатов.

Часто мы законопроекты большого значения, которые имеют полную политическую поддержку, не принимаем только потому, что в зале недостаточно депутатов. Хотя у этого созыва есть огромный потенциал, именно эти депутаты приняли реформаторские законы, которые 25 лет не принимались.

- Имеет ли, вашему мнению, целесообразность законопроект, зарегистрированный в Верховной Раде, о наказании за "кнопкодавство"? Возможно, проблему неличного голосования легко решить, если наконец ввести в действие сенсорную кнопку?

- Упомянутый законопроект я поставлю на голосование. Но проблема неличного голосования является производной от проблемы непосещения сессий. Поэтому мне важно мотивировать депутатов ходить на работу.

Беспорядки в Раде во время ратификации Харьковских соглашений: Литвина забросали яйцами, зал заседаний - дымовухами. Апрель 2010 года

При моем председательстве только раз поступил сигнал о "кнопкодавстве" в сверхважном вопросе - по программе правительства. Я остановил голосование, и мы заново голосовали.

По поводу сенсорной кнопки, это давний вопрос, причина - технические проблемы, она не лицензирована.

- Вы пообещали не подписывать командировки в пленарная неделя. Но командировки - разные. Не подпишете даже командировки в ПАСЕ?

- Есть делегации большого международного значения, среди них и делегация ПАСЕ. Но я уже договорился с руководителями этих делегаций, что мы будем составлять календарный план следующей сессии Верховной Рады с учетом графика заседаний ПАСЕ.

- Скептики все же не верят, что ваши потуги изменить регламент помогут качественно и радикально изменить парламент. Мол, ошибка заложена на уровне закона о выборах, в частности по закрытым спискам в парламент попадает много немотивированных людей. Верите, что открытые списки удастся узаконить в этой каденции?

- Однозначно, что следующие выборы должны проходить по новой системе и я очень решительно настроен ее изменить именно в этой каденции. А как показали довыборы в Чернигове, при нынешней избирательной системе все решают деньги.

Я возглавляю рабочую группу по изменению избирательной системы. Мы провели уже первое заседание, очевидно, это будет длительная дискуссия и процесс. Сказать, когда именно она закончится и на какую систему мы выйдем, будет ли это компромисс, как на местных выборах, сейчас сложно, потому что это воля зала.

Лично я сторонник открытых списков с региональным представительством, когда избиратель выбирает не только политическую силу, а когда одна партия предлагает несколько кандидатов, среди которых можно выбирать.

И именно я являюсь автором избирательного кодекса с открытыми списками, который разработали эксперты. Я первым поставил свою подпись под этим избирательным кодексом.

Но я понимаю, что такой закон будет трудно провести через сессионный зал.

Я заранее знаю все аргументы оппонентов, ведь весь тот путь дискуссий мы прошли, когда обсуждали закон о выборах в местные органы власти.

Они считают, что кандидаты от одной партии будут больше конкурировать между собой, чем с другими политическими силами. И это вполне может изменить психологию выборов. И, мол, для неукрепленной политической системы это может иметь непредсказуемые последствия уровня цунами.

А еще критики открытых списков говорят, что такая система приведет к большой регионализации партий, партии будут баллотироваться только там, где получат шанс пройти.

Поэтому мы на местных выборах вышли на компромиссный вариант, который еще называют "немецкой системой" списков. И считаю это шагом вперед.

Да, это не полностью открытые списки, поскольку партия ставит только одного кандидата на одном округе. Но зато последовательность депутатов в списке не составляют в закрытых кабинетах. Люди сами определяют эту последовательность, то есть кто получил больше голосов, тот и оказывается выше в партийном списке. И это делает невозможной продажу мест в списке.

- Ваш предшественник на посту спикера для принятия нужных законопроектов регулярно нарушал регламент, законопроекты часто рассматривались по сокращенной процедуре и многократно возвращались на повторное голосование. У вас есть четкая грань между политической целесообразностью, когда речь идет о важнейшем законопроекте, и четким соблюдением регламента?

 - Сокращенная процедура предусмотрена регламентом. Поэтому Владимир Гройсман здесь ничего не нарушал.

То же самое и с возвращением на голосование -это норма предусмотрена регламентом. Мы ее ввели тогда, когда боролись с "кнопкодавством", чтобы иметь возможность вернуться к голосованию, если кого-то нет на месте.

Сигнальное голосование - это также норма, которая предусмотрена регламентом, хотя мало кто об этом знает.

Да, я гораздо реже использую сигнальное голосование. Стараюсь больше систематизировать работу по законам. Часто даже призываю депутатов, чтобы было рассмотрение по полной процедуре, потому что понимаю, что без детального и обстоятельного обсуждения трудно выйти на качественный законопроект и его придется потом менять.

Но вместе с тем, когда на рассмотрении декоммунизационные законы, когда речь идет о вопросах национальной безопасности, я предлагаю депутатам голосовать за основу и в целом.

Потому что, например, вопросы переименований уже предварительно согласованы с местной общиной, а затягивание с вопросами национальной безопасности и обороны может остановить, например, снабжение армии во время войны. Как это у нас было с законопроектом № 4288, который упрощает закупки в армии, и принятие которого сопровождалось большой дискуссией.
Как председатель Верховной Рады я всегда помню, что это парламент, который работает во время войны. И в нем есть огромная ответственность.

И когда мне волонтеры пишут в facebook ночью, что армия не будет обеспечена без принятия этого закона, то я на сессии обращаюсь с просьбой к депутатам поддержать мое предложение и принять в целом.

Андрей Парубий - активный участник всех Майданов

- Авральное голосование за закон о Генпрокуратуре, который узаконил кандидатуру Юрия Луценко - это также вопрос национальной безопасности, ведь его пришлось фактически "проталкивать"?

- Да, оно вышло уже на уровень национальной безопасности. За неделю до этого состоялась конференция, взявшая на себя функции назначения прокуроров по всей Украине. То есть старая коррупционная система Генпрокуратуры осталась сама в себе и сама начала выносить решения без какого-либо влияния извне.

Поэтому без принятия быстрых и решительных решений, без назначения генпрокурора, эта система неизвестно сколько времени существовала бы сама по себе. То есть это уже был вопрос близкий к национальной безопасности.

Но в тот же день, когда мы голосовали закон о Генпрокуратуре, прошли еще три закона о декоммунизации - за основу и в целом, и закон о реформе национальной полиции - за основу и в целом, и они принимались по предложению комитета.

Поэтому здесь вопрос философский, кто должен определять, какой законопроект мы можем голосовать по сокращенной процедуре, а какой нет? Почему на себя кто-то взял право решать, что декоммунизационные законы и закон о реформе полиции мы можем ставить во главу угла и в целом, а вот по Генпрокуратуре - нет.

- Но только закон о Генпрокуратуре был напечатан сразу, очевидно, еще до принятия, в газете Верховной Рады "Голос Украины", что позволило назначить Юрия Луценко сразу на должность.

- Газета не печаталась до принятия закона, а после, и вы, как представитель прессы должны были приветствовать, с какой оперативностью работает государственная газета, а не критиковать ее за это (улыбается -УП).

- Нардеп Сергей Лещенко обвинил вас, что с принятием закона "под Луценко" вы "развели не хуже Гройсмана", потому что не успел он зарегистрировать постановление об отмене законопроекта о Генпрокуратуру, вы его подписали, что сделало невозможным регистрацию постановления.

- Да, я сразу подписал это решение. Но также я сразу подписал закон о декоммунизации, реформу национальной полиции и все они сразу пошли на подпись президенту.

В этот день я проводил все законопроекты по одной системе и в каждом случае было предложение комитета. Поэтому я ставил за основу и в целом, то есть я ставил соответствующее предложение комитета!

Мне хочется спросить, почему в своих блогах Сергей Лещенко не пишет о том, как голосовали, например, закон о полиции. Его инициатор, Мустафа Найем три недели убеждал меня не тянуть с тем законом, потому что он крайне важен, реформа национальной полиции тормозится. И я в сессионном зале обратился к депутатам с просьбой поставить его на рассмотрение за основу и в целом. В то время представители "Оппозиционного блока" выкрикивали, что так нельзя. И я мог бы сказать - давайте подождем. Но я поставил на голосование и парламент его принял.

 - Вы перед голосованием за Луценко в медиа высказывались в его поддержку, мол, он сможет осуществить "революционные изменения" в системе Генпрокуратуры. Или атрибутом этих революционных изменений, по вашему мнению, должны стать уголовные дела против экс-регионалов? Как думаете, по силам Луценко, например, актуализировать готовое представление на Юрия Бойко?

- Для прокуратуры, в целом, определяющим должен быть принцип закона и равенства всех перед законом, а не принцип политической целесообразности. Другого пути не существует.

Какие дела должен поднимать Луценко, мне трудно говорить, потому что я не Генпрокурор и у меня нет доступа к тем документам, чтобы делать выводы, вопросы рассматривать в первую очередь.

Я знаю одно: надо действовать по закону, быстро и эффективно, потому что запрос на справедливость после Майдана является одним из самых высоких общественных запросов. И об этом я Луценко все время говорю.

Кто эти люди, по которым будут актуализированы дела, какие категории, - это полная ответственность Генпрокуратуры. Но я очень надеюсь, что Юрий Луценко, который сам пострадал от этой системы, был под катком этой системы, будет действовать по закону, по справедливости, быстро и эффективно.

- Какими будут ваши действия, если Юрий Луценко придет в Верховную Раду с представлениями о снятии депутатской неприкосновенности отдельных нардепов и их арест? Известно, что за арест Игоря Мосийчука, где была масса процедурных нарушений, вы не голосовали.

- Все представления, которые будут от Генпрокуратуры, будут вноситься в зал. Они, правда, будут проходить по полной процедуре, как это предусмотрено законом, и дальше относиться на голосование.

Ни одно представление я не буду держать под ковром, они все будут поданы в зал, перед тем пройдя регламентный комитет. Хочу напомнить, как было с Клюевым: как только началось затягивание, я сам собрал депутатов от "Самообороны Майдана", пошел на комитеты и там добился, чтобы решение было принято.

- Представление на создание временной следственной комиссии по офшорам все-таки зарегистрировали. Какие результаты ожидаете от деятельности такой ВСК, Президента если конечно, за нее проголосуют?

- Напомню, что постановление ранее не регистрировали, потому что было определенное законом время, когда фракции должны были подать своих кандидатов. Поэтому любые обвинения были политическими спекуляциями.

Моя позиция - я вижу там больше политики, чем желания разобраться в ситуации.

В то же время в комитете по вопросам налоговой и таможенной политики создана рабочая группа, которая должна разработать и вынести на рассмотрение единый совместный законопроект, чтобы вопрос по офшорам вообще снять.

Это профессиональная и тяжелая работа. Я больше верю в результат рабочей группы профессионалов, меньше верю в политические шоу.

- В информационном поле снова раздается тема выборов на оккупированной территории Донбасса. В медиа звучали версии, что Запад требовал соответствующий законопроект проголосовать до конца июня. Вспоминая вашу активную "боевую" позицию в 2010 году на защиту государственного суверенитета при голосовании "Харьковских соглашений", возможно ли, что вы попробуете "провалить" такой законопроект?

- (Смеется) Говорят, что это политики манипулируют, но журналисты так же. Вы сразу сравнили "Харьковские соглашения" с выборами в Донбассе, дали оценку и поставили меня перед выбором: будешь патриотом или предателем?

Моя позиция известна - пока не будет выполнен первый пункт Минских соглашений, выполнение следующих пунктов некорректно и неправильно. Мы ждем длительного прекращения огня и только после этого можем начать дискуссию по поводу следующих пунктов Минских соглашений.

- Вы как "профессиональный" революционер чувствуете сейчас предпосылки для третьего Майдана?

- Да, власть делает огромное количество ошибок, и это правда, но попытки дестабилизировать ситуацию в Украине - это главная кремлевская стратегия.

Когда я был секретарем СНБО, я изучал очень много российских аналитических материалов по гибридной войне.

Там, собственно, был большой упор на то, как разваливать государство изнутри. У одного из аналитиков была такая фраза, что в государстве, являющемся объектом нападения, "нужно сеять недовольство любого типа".

Я был очень удивлен, когда мне принесли фотографии "Русской весны" на юго-востоке и те же лица, которые стояли там с георгиевскими лентами и российский триколор, потом без лент и флагов видел здесь в Киеве, когда они требовали отставки правительства и президента.

Когда сегодня у нас есть украинская власть, избранная украинцами на выборах, которые признаны всем миром демократическими, призывы, которые могут привести к политическому кризису, к дестабилизации страны во время войны - это фактически реализация сценария, который забрасывают в Украину извне.

Марьяна Пьецух

Фото: Дмитрий Ларин