На украинцев соберут кредитный компромат с сомнительными сведениями

Опубликовано admin - ср, 20/09/2017 - 13:47
кредитный компромат

Кабмин внес в Верховную Раду законопроект, которым предлагает наделить Нацбанк правом собирать, хранить и предоставлять по запросу банков информацию о кредитах украинцев. Это уже вторая попытка НБУ протолкнуть кредитный реестр через парламент, пишет UBR.

Причем, говорят эксперты, регулятор продолжает гнуть свою линию. В документ были внесены только косметические правки. Основные претензии, которые высказывало экспертное сообщество, устранять не стали. «Не дай бог, примут», — говорят они.

Возьмут без спроса

Шквал критики, который обрушился на попытки Нацбанка создать собственный аналог кредитного бюро, касался в основном двух проблем. Разумеется, идея пришлась не по душе действующим ныне бюро кредитных историй (БКИ), которые усмотрели в намерениях центробанка попытку монополизировать рынок.

Коммерческим банкам гораздо удобнее получать информацию о заемщиках из единого источника. А не собирать ее по крохам из 3-4 различных бюро. Причем без гарантий достоверности и актуальности. Это, по мнению представителей БКИ, лишит действующие сегодня бюро шансов выжить. А кредитный реестр НБУ будет нарушать закон о защите экономической конкуренции.

«НБУ хочет создать Кредитный реестр как государственную монопольную структуру. При этом НБУ сам будет регулировать деятельность Кредитного реестра, собирать любую информацию, которую только захочет. И при этом никак и никем не будет контролироваться», — сказала председатель правления Первого всеукраинского бюро кредитных историй Антонина Паламарчук.

Впрочем, по ее словам, монопольное положение нацбанковского реестра не самая большая проблема. Согласно проекту закона №7114, данные в кредитный реестр НБУ должны будут отправлять все без исключения банки. По всем видам кредитных операций (включая овердрафт, поручительство, гарантии и т.д.) начиная с сумм, которые будут установлены самим Нацбанком. Причем, данные в нацбанковский реестр будут передаваться без согласия заемщиков.

«Это является прямым нарушением норм Конституции, которая запрещает использование персональных данных граждан без их согласия. Да, 32-я статья предусматривает исключения в виде норм отдельных законов, но они должны быть определены только законом. Должна быть указана цель сбора данных, круг субъектов, данные по которым собираются. А также установлены четкие механизмы защиты прав граждан при сборе данных. Проект закона нарушает права человека и Нацбанк даже не удосужился указать в законе исчерпывающий перечень данных, которые намерен собирать в реестр», — заметила Паламарчук.

Действительно, в тексте кабминовского законопроекта, список обязательных к подаче в реестр данных очерчен очень размыто. Например, банки должны будут предоставлять информацию о заемщике, которая будет «его идентифицировать», свидетельствовать о «его имущественном и финансовом состоянии и показателях его деятельности».

При этом какие именно документы и сведения должны подаваться в реестр, в проекте не указано. Более того, документ наделяет НБУ правом дополнительно определять информацию, которую банки в обязательном порядке должны будут предоставить.

Эксперты полагают, что бесконтрольная передача обширных данных и отсутствие прописанных в законе четких ограничений на предоставление уязвимой информации банкам, может стать серьезной проблемой для простых украинцев. Ведь через нехитрую коррупционную схему любой злоумышленник сможет получить в банке абсолютно все данные о финансовом положении каждого человека, хоть раз бравшего кредит в банке.

Надеются на ограничения

Единственное ограничение, которое накладывается законопроектом на Нацбанк в части предоставления ему информации о кредитах и заемщиках, касается размера кредитной задолженности. Согласно тексту документа, подавать в реестр нужно будет не все займы, а лишь те, которые превысят установленный НБУ лимит. Правда, даже ориентировочных параметров проект не оговаривает.

Эксперты полагают, что с кредитным реестром Нацбанка можно было бы мириться, если бы права регулятора по сбору данных ограничили высоким лимитом. А информацию по займам физлиц консолидировать и вовсе запретили бы. Причем, определяя уровень ограничения, центробанку следовало бы исходить из задекларированных целей его создания — снижения кредитного риска.