Где в Украине самые высокие тарифы на тепло и почему

Опубликовано admin - чт, 22/02/2018 - 09:30
тарифы на тепло

В небольших городах тарифы на тепло зачастую выше, чем в Киеве или областных центрах. Там, где рабочих мест почти нет, а 6 тысяч гривен считается хорошей зарплатой, тепловики и горсоветы устанавливают тарифы и в 40, и 50 гривен за квадратный метр. И это – не предел.

КРУГИ ТАРИФНОГО АДА. Из числа областных центров в семи городах отопление стоит менее 30 гривен за кв. метр, в 12 – от 30 до 35 гривен за «квадрат». И только в Чернигове и Днепре тариф немного превышает 35 грн./кв.метр. За тепло в трехкомнатной квартире жителям этих городов приходится платить около 1800 гривен в месяц - передаёт "EtCetera".

Но даже эта цифра не покажется большой по сравнению с тарифами, установленными в десятках малых и средних городов Украины.

Жителям Прилук, Павлограда и Шостки, можно сказать, повезло. Они платят за тепло от 34 до 36 гривен за кв. метр. В Кременчуге тариф – 38 гривен, в Бердянске и Умани – под 40, часть жителей Кривого Рога платит 44 гривни, а обитатели Нежина – 47 гривен за «квадрат».

Планку в 50 гривен «успешно» перепрыгнули в Краматорске (51,5 грн./кв.м), Каховке (52 грн./кв.м) и Смеле (54 грн./кв.м). Но и это не предел, потому что в городке Голая Пристань Херсонской области отопление стоит 63,7 грн./кв.м, а потребители предприятия «Криворожтеплосеть» платят по тарифу 67 грн./кв.м – почти вдвое больше, чем жители Днепра, и в 2,5 раза больше, чем львовяне.

Столь большой разброс в тарифах по Украине имеет несколько причин, главные из которых – состояние инфраструктуры и злоупотребления, связанные с субсидиями.

АВАРИЙНОЕ ТЕПЛО. Степень износа теплосетей в Украине достигает 70%, – утверждает эксперт по энергетике Вадим Гламаздин. То же касается котельных: из 25 тысяч точек по стране – срок эксплуатации оборудования превышен у 40%. Это по официальным данным. По неофициальным – в этом списке 60% котельных.

Устаревшее оборудование и сети приводят к большим теплопотерям. «Отапливает воздух» вся Украина, но в малых городах эта проблема стоит особенно остро. Средств городского бюджета здесь недостаточно, чтобы периодически помогать тепловикам – погашать их долги, перекладывать трубы при реконструкции дорог. Образуется замкнутый круг: чем старше инфраструктура, тем выше тариф. А денег все равно не хватает, потому что население не может платить больше.

РЕШЕНИЕ. Есть и положительный опыт решения проблемы. В 2016 году в Никополе и Марганце (Днепропетровская область) власти решили отказаться от централизованного отопления и перевести жилье и социальные объекты на электрический обогрев. К тому времени старые теплосети и котельные уже не выдерживали нагрузки.

Для местных властей оказалось выгоднее модернизировать подстанции и помочь малоимущим установить необходимое оборудование. Также был организован переход населения на двухфазные счетчики, которые позволяют платить вдвое меньше с 23:00 до 7:00. При увеличении нагрузки на сети в 1,5-2 раза расходы потребителей уменьшились вдвое.

Ранее полностью ушел от централизованного отопления Ужгород. А вот власти города Покров в Днепропетровской области, столкнувшись с необходимостью вкладывать в подстанции и линии передач, провели среди населения кампанию по установке газовых котлов. Это тоже недешево, но все же выгоднее, чем эксплуатировать котельные.

СУБСИДИИ ВО ВРЕД. Местные власти часто завышают тарифы, полагаясь на субсидии, – уверяет экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко. Механизм прост: устанавливая непомерные расценки, власти «подсаживают» население на субсидии. Их оформлению дается «зеленый свет», и избиратели считают своего мэра благодетелем.

«Как только в городе становится на субсидии 70-80% населения, мэр решил свою задачу. Он переложил проблемы электората на всю страну. А люди говорят: «Какой у нас прекрасный мэр, он защитил нас от роста цен на тепло», – говорит Кучеренко.

Те же, кто не смог оформить субсидию по причине «высоких доходов»,  либо пополняют армию должников, либо, затянув пояса, платят по 2-3 тысячи гривен в месяц.

Отметим, что в 2017 году на оплату субсидий из бюджета страны было выделено 68 млрд гривен, а в 2018 году запланировано уже 71 млрд гривен. Но эксперты утверждают, что к концу нынешнего года расходы могут достичь 100 млрд гривен.

АЛЬТЕРНАТИВА. Как показывает практика, гораздо выгоднее выделять деньги не на субсидии, а на модернизацию инфраструктуры или переход на индивидуальное отопление. Это позволяет снизить расходы населения и государства, а также радикально решить проблему износа мощностей, которая пока что откладывается на будущее.

Судя по всему, такой переход неизбежен, но будет происходить по мере износа сетей и оборудования котельных. На ближайшую перспективу это означает рост тарифов на тепло и риск аварий, из-за которых без отопления остаются жилмассивы и целые города. С начала 2018 года такие инциденты происходили в Кропивницком (тариф – 34 грн./кв.м), Славутиче (40 грн./кв.м) и Смеле (54 грн./кв.м).

Принятая в СССР в годы избытка природного газа система централизованного отопления почти не используется в других странах мира. Она признана дорогой и неэффективной, а ее поддержание требует всё больших расходов. Однако переход на альтернативные способы отопления требует от муниципалитетов больших инвестиций, а главное – смелости.