Децентрализация дорог и платные трассы: что украинцам готовит "Укравтодор"

Опубликовано admin - вт, 17/10/2017 - 14:40
ремонт дороги

Украинские дороги катастрофически изношены. Объемы ремонта трасс 26 лет не позволяли восстанавливать дорожное полотно до его разрушения. Однако с 2018 года дорожная отрасль начнет работать по-другому. В стране создадут Дорожный фонд, который будет наполняться за счет акцизов с топлива. А "Укравтодор" не будет отвечать за всю сеть дорог. Большую их часть передадут местным органам власти. Сайт "Сегодня" узнал, какими будут дороги в Украине через пять лет.

Дороги изношены на 97%

Основные дороги государственного значения изношены на 97%. Это значит, что их нужно строить заново. Существующие трассы 26 лет финансировались на 2-3% от потребности и не рассчитаны под современные условия. Основная сеть украинских дорог строилась в 80-х. Спустя 37 лет нагрузка на трассы выросла в два раза, поясняет директор Государственного дорожного научно-исследовательского института Василий Нагайчук. Кроме того, дорожное покрытие преимущественно на органно-минеральных смесях, которые разрушаются быстрее, чем асфальтобетонные. Еще большой урон наносит зима. "В Украине за зиму может быть много переходов через ноль (градусов Цельсия – ред.). Это катастрофически сказывается на дорогах. Они разрушаются изнутри", – добавляет эксперт.

В 2016 году в Украине отремонтировали 816 км дорог. В этом году "Укравтодор" планировал восстановить 2500 км. "Это будет рекорд с 2011 года, когда Украина готовилась к Евро-2012", – не устает повторять руководитель ведомства Славомир Новак. Но и 816 км, и 2500 км – мизер. Это меньше одного процента от всей протяженности дорог. Всего в Украине 169,7 тыс. км дорог под ответственностью ведомства. С такими темпами на восстановление уйдет больше ста лет. К тому же, вместо обещанных 35 млрд грн "Укравтодор" получил 20 млрд. "Поскольку финансирование не поступило в том объеме, в котором было запланировано, по факту мы имеем более 20 млрд грн, соответственно наш прогноз – 2 тыс. км дорог на конец года", – сказал министр инфраструктуры Владимир Омелян.

Чтобы дороги не успевали изнашиваться, дорожники должны ремонтировать минимум 5 тыс. км, считает Нагайчук. Но в "Укравтодоре" настроены оптимистично. Со следующего года ведомство оставит себе 50 тыс. км., остальные 120 тысяч км – отдаст под ответственность местным властям. При этом увеличится финансирование дорог.

"Укравтодор" избавится от большинства дорог

С 2018 года в Украине заработает Дорожный фонд. Он будет наполнятся из трех источников: акцизного сбора, ввозной пошлины на нефтепродукты и с импортируемых на таможенную территорию Украины транспорта и шин. Эти деньги будут целевыми, то есть их нельзя будет использовать ни на что другое, кроме ремонта дорог. Однако на полную фонд заработает только в 2020 году. В 2018-м только 50% налогов пойдут на дороги, в 2019 – 75%, а в 2020-м – 100%. Так, в 2018 году на дороги направят 33 млрд грн, а в 2020 – 75,9 млрд грн.

Если сейчас "Укравтодор отвечает за 169,5 тыс. км, то со следующего года ведомство оставит себе 50 тыс. км. Остальные перейдут местным органам власти. Средства на ремонт дорог в областях будут выделятся из территориальных дорожных фондов, которые напрямую связаны с Дорожным фондом. За большинство дорог будут отвечать местные власти. Обладминистрации будут сами решать, какие дороги региона нужно ремонтировать в первую очередь.

"Мы децентрализуем дороги. Со следующего года финансирование 120 тыс. км дорог передаются местным властям. "Укравтодор" будет отвечать только за 50 тыс. км дорог государственного -значения. На их содержание предвидено около 1 млрд долларов. 400 млн долларов пойдет на содержание дорог местного значения",- поясняет министр.

В планах "Укравтодора" отремонтировать дороги между областными центрами. Это будет прописано в программе развития дорог на 2018-2022 гг. "По плану мы внедряем маршрутный принцип. Будем фокусироваться на основных коридорах страны. За пять лет мы хотим соединить все областные центры", – говорит Славомир Новак. Помимо этого, в Украине за три-четыре года появятся первые платные дороги. Но сначала парламент должен принять изменения в закон "О концессии". Сейчас в "Укравтодоре" рассматривают три проекта платных дорог. Это дорога от Львов-Краковец к польской границе, Киев-Белая Церковь и концессионные мосты.

В проекте бюджета на 2018 год на дороги предвидено 44 млрд грн. В частности, поступления в Дорожный фонд должны составить 32,6 млрд грн. Из госбюджета будет выделено 4 млрд гривен на строительство и реконструкцию дорог общего пользования по маршруту Львов – Тернополь – Умань; Белая Церковь – Одесса – Николаев – Херсон. Еще 2 млрд гривен на ремонт автомобильной дороги Киев-Харьков-Довжанский.