Бюджет-2018: сколько денег власть потратит на себя

Опубликовано admin - пн, 27/11/2017 - 06:00
Бюджет-2018

На следующей пленарной неделе, которая пройдет с 5 по 8 декабря, Верховная Рада вернется к рассмотрению законопроекта о госбюджете-2018 во втором чтении. Об этом на днях заявил спикер ВР Андрей Парубий, пишет Сегодня. Депутаты и эксперты сходятся в том, что второй вариант бюджета будет существенно отличаться от того, который был представлен к первому чтению. Поправки к первоначальному варианту подают сейчас в массовом порядке как фракции, так и отдельные депутаты, и в кулуарах ВР идут бурные торги: сколько голосов принесет та или иная поправка в день голосования за бюджет, а сколько отнимет. Если к этой статье прибавить, то от какой отнять, чтобы дефицит бюджета не вышел за разумные рамки и в день голосования чтобы хватило голосов "за"?

"Раздача слонов" была предусмотрена

Уже сейчас сами депутаты говорят, что ко второму чтению расходная часть бюджета может увеличиться на сумму от 2 до 10 млрд грн. Напомним, в законопроекте о бюджете-2018, принятом в первом чтении, расходная часть и так превышала доходную почти на 78 млрд грн, или на 2,4% ВВП (прогноз номинального ВВП на 2018 год – 3 трлн 247, 7 млрд грн). Если будут приняты поправки на 10 млрд грн, дефицит бюджета вырастет до 2,7% ВВП.

В то же время Международный валютный фонд требует от Украины, чтобы дефицит бюджета не превышал 2,5%  ВВП. Такая же цифра предусмотрена и Программой экономических реформ. Как не выйти за рамки?

"Правительство осознает, что для того, чтобы провести законопроект о бюджете через парламент, необходимо в том числе "раздать определенное количество слонов". Что имеется в виду? Кто-то просит деньги на округ, целевую субвенцию на строительство школы, медучреждения, моста и т.д. Кто-то просит поддержать какую-то отрасль. И правительство вынуждено, когда рассчитывает бюджет, сразу закладывать в него "заначку", которую потом можно использовать для удовлетворения этих "хотелок".

Это не только украинская история. Это история любой страны, где правительство вынуждено проводить проект бюджета через парламент. И к этому стоит относиться, как к рабочей модели. У составителей бюджета всегда есть "технические хитрости", за счет которых можно, не нарушая баланс, обеспечить определенным образом сбалансированность этого финансового документа. Поэтому я как раз не ожидаю каких-то неожиданностей. Конечно, некоторые вопросы по сбалансированности есть, но вряд ли бюджет ко второму чтению будет существенно отличаться от первоначального варианта", – говорит глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра  Борис Кушнирук.

По мнению эксперта, дефицит бюджета 2,4-2,5% МВФ не волнует. Гораздо больше вопросов у Фонда вызывает нерешенность вопроса с ценами на газ, а также увеличение зарплат и соцвыплат.

Необычная скромность власти

В следующем году вырастут зарплаты не только у педагогов и медработников. Общая сумма, выделяемая из госбюджета на зарплаты и премии госслужащих, тоже увеличивается. Всего на зарплаты сотрудников центральных и местных органов власти планируется потратить из основного фонда бюджета 138,7 млрд грн, а из специального фонда – еще 3,2 млрд. По сравнению в прошлым годом, общее увеличение зарплатного фонда составляет около 25%.

При этом зарплатный фонд Аппарата Верховной Рады вырастет более чем на 70% (с 934 млн грн до 1620 млн), Секретариата Кабинета министров – на 39% (с 224,5 до 313,7 млрд грн). А вот зарплатный фонд Государственного управления делами президента предполагается увеличить всего на 19% (с 770 до 921 млрд грн).

Общие расходы на содержание центральных органов власти также вырастут неравномерно. Так, на аппарат Верховной Рады потратят на 36% больше бюджетных средств (138,7 млрд вместо с  111,7 млрд), на Секретариат Кабмина – +44% (739 млрд вместо 512), а вот расходы на Госуправление делами вырастут всего на 1% (до 2 млрд 395 млн грн). Эксперты считают, что такая ситуация связана в том числе с планами приватизации убыточных госпредприятий, в связи с чем нагрузка на госбюджет сократится.

Почему нельзя сравнивать зарплаты сотрудника министерства и пенсионера

А вот рост зарплат сотрудников центральных органов власти Борис Кушнирук считает вполне оправданным и даже необходимым шагом.

"Если мы хотим привлекать к такой ответственной работе грамотных, профессиональных людей, им нужно платить адекватную зарплату. Привлечь на зарплату в 300 долларов человека, который имеет действительно высокий уровень знаний – давайте говорить без ханжества, такого быть не может. И "волонтерство" некоторых из таких людей не может продолжаться долго. Им нужно существенно увеличить зарплаты, пропорционально тому уровню ответственности и профессионализма, который должен быть на таких должностях. А сейчас у нас есть серьезная проблема откровенно низкого уровня профессионализма людей среднего звена, на уровне начальников управлений. Очень часто это люди с "совковой" ментальностью,  которые готовы получать минимальную зарплату и потихоньку красть, зарабатывая на лоббировании, на продвижении каких-то документов по инстанциям. Нужно ли в данном случае сравнивать зарплаты чиновников высших органов власти с доходами пенсионеров? Если это делать, то доходы пенсионеров наверняка еще долго не вырастут", – считает Кушнирук.

Что касается бюджетных расходов на работу отдельных министерств (не отраслей в целом!), то безусловным лидером является Минюст. На его работу израсходует свыше 4 млрд грн в год. На втором месте по расходам – Министерства финансов: 517 млн грн в год. На третьем – Минобороны – почти 500 млн грн.

Самые скромные расходы предусмотрены на деятельность министерства информационной политики – 16,4 млн грн (из которых 12,5 млн – зарплата сотрудников). На втором месте по скромности расходов – Министерство по вопросам временно оккупированных територий и внутренне перемещенных лиц – 36 млн грн расходов, из которых 27,6 млн – зарплаты сотрудников.

Аппаратам обладминистраций подняли финансирование одинаково: на 42-43%.