Тайны закулисья оперного театра (фоторепортаж)

Опубликовано admin - чт, 15/11/2018 - 07:55

Нам представилась уникальная возможность посмотреть на то, как устроена работа Днепропетровского академического театра оперы и балета.

Спектакли, которые вы можете увидеть на большой сцене - результат огромного труда не только артистов балета и оркестра, а ещё почти 500 сотрудников театра. Ежедневно театральные цеха готовятся к спектаклям: рисуют декорации, шьют костюмы, красят ткани, создают усы и парики.

Придя в театр, перед зрителем открываются двери на центральном входе. Тут же, слева, расположены театральные кассы, где можно приобрести билеты на любой спектакль. Но сотрудники и артисты заходят в театр со служебного входа с торца здания, откуда и началась наша экскурсия.

Пройти постороннему человеку здесь не получится: охрана следит за порядком, вход находится под видеонаблюдением. Чтобы зайти во внутренний двор театра, сотруднику нужно приложить именную карточку к турникету. Со внутреннего двора театр выглядит не так красиво, как с проспекта Дмитрия Яворницкого. Здесь нет шикарного стеклянного входа, а подсобные помещения выполнены не из мрамора. Служебные коридоры и кабинеты выглядят как обычные офисы со свежим ремонтом.

Наше знакомство с театром началось с бутафорного цеха. Он состоит из трёх частей: столярного, бутафорного цеха и сапожной мастерской. Здесь могут сделать всё, что помогает артистам создавать их образы. Мастера делают реквизит, мебель, продукты питания, украшения, книги, оружие, маски – всё, что понадобится на сцене.

Сейчас театр работает над процессом создания балета «Щелкунчик» и музыкальной сказки «Кошкин дом», премьера которых состоится зимой. Мастер Наталья в бутафорном цеху создаёт подвески к люстре для балета и портрет кота для сказки. На подставке сохнут белые элементы люстры, которые до этого вырезали в столярном цеху.

«Всегда, когда в театре идёт работа над спектаклем, это можно приравнять к беременности. Театр «беременный» спектаклем. В этот процесс погружаются все, ни один цех и ни одна служба не остаются в стороне. Особенно, если это большой оперный театр», - рассказывает заведующая литературной части театра Майя Лебедева.

Музыкальное царство - здесь находятся гримерные комнаты артистов оркестра. В них мужчины и женщины отдыхают отдельно. Тут также репетируют и занимаются индивидуально.

Следующий цех - по покраске тканей. Тут красят ткани любого размера и цвета, а также стирают костюмы артистов. Специальная машинка имеет множество режимов и может стирать даже пачки. В комнате стоят сушильные шкафы, а на веревках сохнут снеговики к «Снежной королеве». В цеху находится два котла – для черных и цветных тканей. Для того, чтобы покрасить ткань в устройство нужно налить воды, обязательно засыпать соль – она убирает из новых тканей крахмал, а из старых – жир и добавить краситель. Далее вода с тканью закипает и котел закрывают. В зависимости от того, в какой цвет происходит покраска, ткань находится в воде от нескольких часов до суток. Потом ткань перетягивают в стиральную машину, где она выполаскивается, закрепляется закрепителем и опять выполаскивается. Далее она отправляется в центрифугу, откуда ткани достают абсолютно сухими.

Ванна нужна для того, чтобы разводить противопожарные пропитки. Все декорации на сцене должны быть пропитаны специальной противопожарной жидкостью для безопасности артистов на сцене. Декорации расположены очень близко к световому оборудованию, которое может нагреваться. За пропиткой тканей следит мужчина, который отвечает за пожарную безопасность. Если его всё устраивает – ткань не горит, её вешают на сцену. Мы проверили – не горит, даже не тлеет.

Этот цех называют тканево-ниточное царство. Здесь создаются костюмы абсолютно ко всем спектаклям. Шить могут всё, что угодно, из любых тканей, любой сложности - все фантазии художника воплощаются мастерами цеха. С одной стороны сидит бригада, которая шьет женские костюмы, напротив – мужские. Работают тут только женщины. В театре есть мастер, который занимается только головными уборами. Сейчас в этом цеху идёт работа над балетом «Щелкунчик», шьют очень сложные костюмы.

«Маленьких ролей в театре нет, особенно в большом. Бывает одного какого- нибудь, казалось бы незначительного героя нет, он заболел, можно отменять спектакль. Например, «Лебединое озеро», в нем обязательн

о должно быть 24 белых лебедя. Тогда это будет «Лебединое озеро» Чайковского. По-другому не получится», - рассказывает Майя Лебедева.

Гримерно-постижерное царство. В этом помещении создаются парики и делают грим. В театре оперы и балета находится огромная коллекция париков – более тысячи, все они сделаны руками постижеров. Сейчас идёт работа над париками к «Кошкиному дому». 90% париков, которые можно увидеть на сцене, сделаны руками мастеров театра. Сделать один парик занимает около 2-2,5 недель. В цеху работает 6 человек. Также здесь изготавливают усы и бороды. Сделаны парики из качественного канекалона.

Декорационный цех. В этом огромном цеху создают декорации. Художники театра рисуют на специальной ткани акриловыми красками на водной основе. В нашем театре декорации создают по сложной эксклюзивной технологии. Мастера вручную плетут специальную сетку на подрамнике, как правило, она имеет размеры сцены – 11 на 18 метров. Когда сетка будет готова, на неё клеят вырезанные элементы и во время спектакля вы увидите только сам веер или птицу, которую сейчас рисуют девушки. Театральный свет поглотит сетку и будет ощущение, что птица парит, а веер висит сам по себе отдельно. Это очень кропотливый и сложный труд.

Тканей таких огромных размеров не бывает, их сшивают на специальных промышленных машинах. Этим занимается швея, которая работает только в этом цеху. Также здесь сшивается обивка для мебели, которая используется в спектаклях.

«Артисты и наши художники в какой-то степени «заложники» фантазии художника над спектаклем. Потому что, как он придумал, так и будет всё воплощено», - рассказывает заведующая литературной части театра.

Этот цех занимается украшением костюмов. Сейчас дополняют костюмы к «Розовому вальсу», большой сцене в новом спектакле «Щелкунчик». Костюмы мужчин уже сделали, на данный момент украшают 12 женских костюмов маленькими розами.

Также в театре работает врач-фониатр. Он следит за голосовым аппаратом солистов оперы и артистов хора. Следит за связками, консультирует, лечит их. Особенно в сезон всяких заболеваний он «спасает» артистов театра.

В этой небольшой комнате работают художники по свету. В театре работает настоящий раритет – пульт управления сценическим освещением, которого, наверное, больше нигде не осталось. Он был установлен, когда театр основался. Во время представления пультом управляет два человека. Также на сцене работает осветитель, который направляет ручные световые приборы.

«Если ты пришел в театр и три года отработал – уйти невозможно. Это совсем другая атмосфера, здесь очень интересно всем. Наше государство в государстве. Если тебе это нравится, скучно не будет. Особенно, когда идет работа над каким-то спектаклем. Особенная атмосфера – в предвкушении премьеры. Ты никогда не знаешь, как примет зритель. Угадать невозможно. Ты можешь вложить массу усилий, и артисты, художники, постановочная часть, абсолютно все, но никогда не угадаешь реакцию зрителя», - рассказывает Майя.

Театральное подземелье. Под площадью перед театром, где лежит плитка, до проезжей части, на глубине 6 метров от уровня реки Днепр находится помещение кондиционирования, вентиляции и холодильных установок. В нем находится вентиляционное и холодильное оборудование. Вентиляция театра работает, а охлаждение – уже нет. Раньше оно производилось с помощью фонтана «Муза», когда он находился на балансе театра. Воздух берется из вентиляционной шахты, которая затоплена с 1984 года. Металлическая гидроизоляция уже прогнила и пропускает грунтовые воды, их круглосуточно откачивают два дренажных насоса.

«Ходите в театр. Никто вас не заставляет сразу выбирать какую-то сложную оперу. У нас есть ряд спектаклей, особенно балетных, которые мы ставим на более молодую аудиторию. У нас достаточно много в выходные дни ходит иностранцев, особенно на классические спектакли. Из других городов в театр ездят целыми автобусами. Театр доступен для всех. Я всегда говорю, если вы не поймёте сюжет, мы вам поможем – титры на опере покажут, программки печатаются на трёх языках», - сообщает заведующая литературной части театра Майя Лебедева.

Днепропетровский академический театр оперы и балета приглашает детей и взрослых на интересные экскурсии по театральному закулисью. Для того, чтобы записаться на экскурсию обратитесь по телефону +38 (097) 139-84-99; +38 (063) 350-02-14; +38 (095) 226-42-18.