Тайна готического особняка в центре Днепра (фото)

Опубликовано admin - вт, 28/03/2017 - 06:49

На пересечении улиц Гоголя и Шевченко расположился старинный готический особняк. Построенный еще в начале прошлого века, дом рассыпается на глазах. За всю его историю его ни разу не реставрировали, а ведь это не просто архитектурный памятник эпохи модерна... Это настоящая городская легенда!

Изображение удалено.

Клад в глиняных амфорах

Евгений Павлович Непокойчицкий, хозяин дома, был весьма незаурядной личностью. В 1910-х годах он стал одной из самых влиятельных фигур в Екатеринославе. Он числился и гласным Городской Думы и членом Финансовой Комиссии, и заместителем главы Комиссии общих вопросов Городской Думы. Будучи инженером по образованию, Непокойчицкий активно участвовал в строительстве Мерефо-Херсонского моста и Южного вокзала. В августе 1914 года его даже избрали одним из двух представителей от Городской Думы на Съезд представителей городов в Москве.

Неудивительно, что Евгений Павлович был одним из богатейших людей своего времени. Возвести двухэтажный особняк в Нагорном районе города в начале 20-го века стоило около 10 тысяч рублей (5 миллионов гривен сегодня)! Поговаривали, что еще в студенческие годы какая-то цыганка нагадала Непокойчицкому несметные богатства и смерть от руки любимой. Что касается первого предсказания, то оно, судя по всему, сбылось. В революцию Непокойчицкий неожиданно исчез, а дом его в 1918-ом году был разграблен бандитами и прислугой.

У богатого инженера и городского деятеля была коллекция антикварных ваз 16-го века и множество амфор под вино в греческом стиле. Последними была украшена необычная лестница дома, которая сегодня так популярна у молодеженов для фотосессий. Поговаривали, что именно в стенках этих неприметных на первый взгляд глиняных амфор спрятано несколько крупных изумрудов и даже один необыкновенно большой опал. Якобы Непокойчицкий настолько боялся быть ограбленным, что до конца не доверял даже банковским сейфам и хранил часть денег и драгоценностей у себя дома. Чтобы камни не украли, он спрятал их в стенках амфор, то есть буквально на самом видном месте. В 1918 году клад вместе с глиняными сосудами исчез.

Сто лет назад украшенная лепниной и вазами лестница вела в роскошный фруктовый сад. К сожалению, на сегодня сохранились лишь элементы лепнины. 

Роковая дама в красной вуали

У знатного горожанина не было ни жены, ни детей. Во всяком случае, упоминаний о них нет ни в одном из архивов.

По одной из легенд, сбылось и второе предсказание цыганки. Якобы Евгению Павловичу удалось сбежать из города в 1917-ом году до прихода "красных" и он поехал к друзьям в Париж. Там он познакомился с некой мадам Жоржет, которая представилась местной художницей. Непокойчицкий без памяти влюбился в эту необычайно красивую женщину и даже пожертвовал ей крупную сумму на какую-то выставку. Это и было его главной ошибкой.

Дама оказалась никакой не художницей, а местной куртизанкой, которая вращалась в светском обществе и завлекала богатых клиентов. Она-то и подговорила знакомого головореза ограбить доверчивого Евгения Павловича, который арендовал небольшую квартирку на окраине города. Напросившись в гости к екатеринославскому беженцу, она подсыпала несчастному снотворного в вино. А когда тот уснул, впустила своего дружка-головореза. Вместе они обчистили апартаменты Непокойчицкого. 

Когда жертва проснулась, было уже поздно. В съемной квартире не осталось и гроша. Евгений Павлович пытался найти роковую красотку и даже вышел на ее след, однако, и тут его ждала неудача. В одном из закоулков его вновь попытались ограбить и пырнули ножом. Очнувшись уже в больнице, он нашел в кармане пальто небольшую черно-белую фотокарточку с портретом мадам Жоржет в шляпе с вуалью. О, как хорошо он помнил эту темно-красную вуаль, ниспадающую на ее лицо тем злополучным осенним днем, когда они познакомились! Выжил ли Непокойчицкий после ранения, неизвестно, впрочем как и точный год его смерти.

Дом знаменитого горного инженера и по сей день стоит на улице Шевченко, 33. Часть его заняли офисы и фотоателье. К сожалению, без реставрации он протянет недолго. Лепнина осыпается на глазах, от диковинных барельефов, посвященных делу всей жизни Непокойчицкого, скоро не останется и следа. Из городского бюджета на спасение особняка не было выделено ни копейки. А ведь такого здания в Днепре больше нет!

Екатеринославский модерн традиционно ассоциируется с барельефами с амурчиками, головами львов и растительным орнаментом. Так построены все здания эпохи модерн в городе. Однако, дом Непокойчицкого выгодно выделяет целостность композиции особняка.

Все барельефы здесь украшают изображения рабочих, механизмов и инструментов горнодобывающей промышленности.

Барельеф, связанный с инженерией. Фото группы "Днепропетровск - город-сказка".

То есть это единственные барельефы в архитектуре Днепра, в которых действительно отражается и характер владельца дома, и то, чем жил наш город в то время.